Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год.
Работа детского сада летом немного отличается от другого времени года и ее принято называть оздоровительной. Дети гораздо больше времени проводят на свежем воздухе и здесь очень важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. 12 июня в нашей стране отмечается День России – это отличный повод рассказать детям об истории нашей огромной и самой красивой в мире многонациональной страны. Посмотрите на божью коровку, она такая яркая! Её хорошо видно в траве. И на коре дерева, её любая птица заметит. Где же ей прятаться? Ей не обязательно прятаться, ведь у неё секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И как раз она, как большая корова, даёт молочко, её назвали «божьей коровкой», она ярко-красная, чтобы все её видели: есть её опасно 1 июня, по традиции, в МАДОУ ЦРР детском саду № 111, был подготовлен и проведен праздник для детей посвященный дню защиты детей. Воспитатели МАДОУ ЦРР д/с № 111 с детьми, в рамках проекта «Чудеса обычной грядки» создали в каждой группе нашего детского сада мини-огород. Огороды получились разнообразные: каждый со своим настроением, своей изюминкой. Среди родных коллектива МАДОУ ЦРР детского сада, семей воспитанников, конечно же, есть такие герои. И мы решили создать собственную КНИГУ ПАМЯТИ. |
Рекомендации узких специалистовРекомендации логопеда на летний период
Уважаемые родители! Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребенка, он легко может их вновь утратить, и все придется начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.
Упражнения для автоматизации звуков:
Упражнения для развития речевого дыхания 1. Надувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики; 2. надувать шарики, надувные игрушки; 3. дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой; 4. сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе; 5. играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки). Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук: 1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух ногах; 2. выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков; 3. лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру; 4. вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации; 5. расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики. Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова 1. «Поймать» заданный звук среди других звуков. 2. Назвать слово на заданный звук. 3. Назвать первый (последний) звук в заданном слове. 4. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце). 5. Назвать в заданном слове только гласные звуки. 6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 7. Определить количество слогов в слове и их последовательность.
Упражнения для формирования грамматического строя речи: 1. Изменять слова по числам, падежам. 2. Называть слова ласково. 3. Называть детенышей животных. 4. Считать предметы «Один – два – пять».
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:
Упражнения на развитие связной речи
Учитель-логопед Пнева С.Ш. Материал подготовила учитель-логопед Пнева С.Ш.Как правильно читать ребенку?Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве. Сколько читать ребенку? Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день. Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет. Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно. Могут потребоваться годы, чтобы они полюбили чтение. Как же привить ребенку любовь к чтению?Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему. Мудрые родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась. Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное. Какие книги читать ребенку?
Как правильно читать ребенку?Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы оба можете полностью уделить внимание книге. Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее – на кровати, на диване, на ковре, на полу. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше. Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное. Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга. Есть у меня шестерка слуг, Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно. ЧТО? Что это за история, о чём? Что произошло? Что говорили (думали, чувствовали) герои? Что они думали о будущем? На что они надеялись? Что могло бы (должно или не должно было) произойти? КОГДА? Как давно это было? Когда это произошло? Что случилось до этого? Что произошло дальше? Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»? ГДЕ? Где это случилось? Можешь себе представить это место? Это реальное или придуманное место? Где еще это могло происходить? КТО? Кто это написал? Как ты думаешь, кто здесь главный герой? Кто помогал главному герою? Кто мешал ему и почему? Кто здесь может служить положительным примером? КАК? Как это началось? Как это случилось? Как это закончилось? Как это могло бы закончиться? Как бы ты закончил эту историю? ПОЧЕМУ? Зачем автор написал это произведение? Почему всё случилось именно так? Кто рассказывает нам эту историю и почему? Зачем её читать? Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес. Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.
Дизартрия у ребенка. Что делать? Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Своевременное лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит исправить дефектное произношение, скорректировать все стороны речевой функции. Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у ребенка может быть начато в поздние сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда. При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Ребенок с дизартрией лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь ребенка становится неразборчивой, тихой, монотонной. Дизартрия у ребенка.docx (20.14 КБ) Рекомендации инструктора по физической культуре Двигательная активность – источник здоровья детей.
Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми, как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам? Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Знаете ли вы:
Одной из главных задач взрослого, является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.
Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма. Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье. Пусть физкультура для детей будет в радость!
Рисуем музыку. Музыка по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. 25 января, на музыкальном занятии, ребята подготовительной группы №6 не просто слушали музыкальное произведение П.И. Чайковского «Январь» из альбома «Времена года», но и переносили музыку на бумагу с помощью красок. Но для начала, мы вместе с ними анализировали, каким был характер музыки, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило?
15 ноября в детском саду была проведена консультация для педагогов на тему: «Пополнение музыкальных уголков музыкально-дидактическими играми». Ведь дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Основными задачами музыкально-дидактических игр является: - формирование у детей музыкальных способностей; - развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха; - побуждение к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. На мероприятии были представлены игры для разных возрастных групп. Педагоги познакомились с ними и даже с удовольствием попробовали поиграть. Теперь музыкальные уголки в группах обогатятся новыми играми, и детям будет некогда скучать в режимных моментах.
Влияние современных гаджетов на речевое развитие ребенка
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. «О’кей, Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать: «До чего дошел прогресс!». Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. Родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!». Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно занимается с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.» Поэтому в последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают речевыми нарушениями. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз! Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или жестами. В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Но в тоже время это вовсе не означает, что необходимо исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, гаджеты действительно несут в себе серьёзную опасность.
Материал подготовила учитель-логопед Куценко И.Н. «POP IT» - развивающий потенциал антистресс – игрушки
Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simple dimple «симпл-димпл» и Pop it «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. Так что же это за игрушка и как ее можно использовать в работе логопеда в детском саду? Pop it (поп-ит с английского) – дословно переводится как «лопни это». Игрушка представляет собой силиконовую форму, заполненную пузырями, которые нужно лопать нажатием пальца. Процесс очень напоминает лопание пузырьков из упаковочной пузырчатой пленки. Небольшое отличие только в звуковом сопровождении. Пузырчатая упаковочная пленка лопается с более громким хлопком нежели поп-ит. Поп-ит имеет многообразие форм. Это может быть и бабочка, и сердечко, и ананас. На мой взгляд для образовательно-развивающих целей больше подходит поп-ит квадратной формы. Весьма часто у детей с нарушениями речи встречается СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которого является невозможность сосредоточиться (Детская неврология. Л.О.Бадалян.- М., «МЕДпресс-информ», 2010). Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышают норму. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Эффективность применения игрушки отметили ученые. Есть сведения о том, что применение поп-ит позволило улучшить результаты у учеников с диагнозом СДВГ на 27%. При использовании игрушки-антистресса, уменьшаются приступы тревоги, развивается моторика пальцев рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов. Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, которые можно использовать не только в работе по коррекции речи, но и рекомендовать воспитателям и родителям.
Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуках русского языка, их графическом (цветовом) обозначении. Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.
Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове. Детям предлагают карточки с цифрами от одного до четырех. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.
Цель: развитие навыка звукового анализа слова. Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.
Цель: закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры. Для игры необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок.
Цель: развитие навыка количественного счета. Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков. Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции вычитания.
Цель: развитие ориентировке в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ». Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните поп-ит и положите в углубления на разных концах два небольших предмета. Взрослый объясняет как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его. Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети.
Цель: Развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве. Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Дети старшего дошкольного возраста могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ.
Цель: Развитие межполушарных связей. Детям предлагают одновременно правой и левой руками нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки, и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.
Цель: Закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества. Переверните поп-ит. Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.
Цель: развитие зрительного внимания и памяти. Переверните поп-ит и положите в углубления несколько предметов. Покажите их ребенку. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза и уберите один предмет. Когда ребенок повернется, он должен понять, какой предмет вы убрали.
Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторики. Предложите ребенку продолжить предложенный вами ритмический рисунок.
Материал подготовила учитель-логопед Куценко И.Н.
Консультация для родителей и педагогов Учитель - логопед: Бочкова Дарья Сергеевна Речь взрослых, обращенная к ребенку, как важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе Роль родителей в успешном овладении ребенком языком достаточно велика. Если речевое окружение и языковая среда не обеспечивают в полной мере потребности необходимой речевой практики ребенка, он оказывается не в состоянии усвоить язык в достаточном объеме. Педагогические наблюдения показывают, что многие родители игнорируют этот важнейший фактор речевого развития, в частности, взрослые редко поправляют грамматические ошибки детей. Реагируя только на содержание высказываний ребенка, родители редко исправляют грамматические ошибки его речи. В зарубежной психолингвистической литературе эта проблема – невнимание к грамматическим ошибкам в речи детей – получила название проблемы «негативных данных» (“negative evidence”, “absence of negative data”). Другая «негативная» особенность общения взрослых с детьми состоит в том, что взрослые говорят с ними иначе, нежели в общении между собой. Так, спрашивая о возрасте (А сколько нам годиков?) или об имени ребенка (Как нас зовут?), взрослый использует уменьшительные суффиксы или обращается к ребенку с помощью «объединительного» местоимения «мы» (так иногда делает врач, обращаясь к пациенту). Говоря с ребенком, взрослый может присесть перед ним на корточки и разговаривать неестественно высоким, как бы не своим голосом. Такого рода язык психолингвисты называют «родительским» или «нянькиным» языком. В речи, адресованной ребенку, есть и некоторые особенности синтаксиса. В частности, используемые родителями фразы достаточно коротки и обладают простой структурой. Взрослый, обращаясь к ребенку, скорее будет использовать простые слова разговорного стиля речи (Собачка хочет пить водичку), чем лексику книжного и тем более научного стиля. Иногда в речи взрослых можно услышать фразы с «временным несоответствием» грамматических форм, например: «Сейчас мамочка дает Вовочке помидорчик (вместо даст)», а также «некорректное» использование имен собственных вместо местоимений (например, ребенок говорит про себя: «Ваня даст Оле помидор», а взрослый не поправляет его). Отсутствие личных местоимений в речи детей до двух лет как бы фиксируется на «периферии языкового сознания взрослых», и они упрощают свою речь при общении с ребенком. Говоря о лексике, отметим, что слова, которые употребляют взрослые в беседе с детьми, по своей семантике – слова обиходно-просторечного лексикона. Например: видеть (вместо заметить), кушать (вместо есть или питаться) и т. д. Нередко взрослые, говоря с детьми, как бы обращаются к «семантическим примитивам». В одном случае они будут говорить менее «конкретно» (Посмотри, какая собачка красивая), в другом, наоборот, – стремятся использовать родовые наименования (Чудо, что за расписная посуда) вместо видовых (Посмотри, какая красивая красная чашечка). Кроме того, взрослые чаще говорят с ребенком о том, что происходит в непосредственной близости (Вон бабочка на цветочек села), а не об «удаленных» от ребенка предметах и явлениях, что также не способствует накоплению словаря слов с абстрактным значением. Слова, с которыми взрослые обращаются к детям, достаточно часто содержат уменьшительно-ласкательные суффиксы (грибочек, стульчик, машинка, кошечка, птичка и т. п.). Они содержат ярко выраженное эмоциональное значение и относятся лингвистами к разряду субъективно-оценочных. Дело в том, что ребенок от двух до четырех лет в своей игре и речи персонифицирует предметы и явления окружающего мира. Он как бы уподобляет предметы себе, выражая к ним доброе отношение. А взрослые помогают ему в этом, используя чаще именно те слова, которые соответствуют уровню его развития. Еще одна особенность «родительского» языка состоит в том, что взрослые говорят с детьми медленнее, делают больше пауз и изменяют тембр голоса. Кроме того, они делают акцентное (более сильное) логическое ударение на большем количестве слов, чем во «взрослой» речи. Такое утрированное произнесение имеет целью подчеркнуть важность говоримого и обратить внимание ребенка на то, что взрослый считает важным. Характерно, что делается это часто с помощью повышения громкости речи, а не с помощью порядка слов, которым ребенок-дошкольник пока не овладел. Некоторые исследователи полагают, что мужчины (папы, дедушки и воспитатели) делают это в менее детской манере, чем женщины (мамы, бабушки, педагоги-воспитатели). Вместе с тем, если ребенок предлагает взрослому какую-нибудь тему для разговора, то матери уделяют ей больше времени, чем отцы. Отмечается различие между родителями и в подходах к развитию коммуникативных навыков у ребенка. Так, матери, как правило, более внимательные и понимающие коммуникаторы, обеспечивающие максимум комфортного общения для ребенка. Зато отцы нередко лучше готовят детей к общению с незнакомыми взрослыми. Родители тем самым как бы дополняют друг друга. И одновременно, сами того не замечая, взрослые обучают ребенка языку и правилам речевого общения. Специалистам, занимающимся формированием речи детей и подростков (педагогам, психологам, логопедам), очень важно хорошо знать общие закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе, изучением которых, наряду с общей психологией и лингвистикой, занимается психолингвистика развития. Особое значение знание теоретических основ формирования речевой деятельности и закономерностей усвоения системы родного языка имеет для коррекционных педагогов. Еще раз следует подчеркнуть, что основной задачей коррекционной логопедической работы является формирование комплексного речевого умения – способности к адекватному осуществлению речевой деятельности во всех ее возможных проявлениях, в любых ситуациях речевой коммуникации. При решении этой основной задачи коррекционной работы логопед опирается на знание основных закономерностей, основных этапов и особенностей формирования речи и усвоения языка в онтогенетическом развитии человека. Следует отметить, что отнюдь не случайно одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р. Е. Левиной, является онтогенетический принцип – принцип опоры на развитие речи в онтогенезе (1962, 1968). Этот принцип имеет самое непосредственное отношение ко всем основным направлениям «речевой» логопедической работы. Методика логопедической работы определяется таким образом, чтобы направить и «выстроить» процесс формирования речевой деятельности в строгом соответствии с закономерностями формирования речевой способности в ходе общего онтогенеза (ненарушенного развития). Большое значение практическая реализация «онтогенетического принципа» имеет и для правильной организации работы коррекционного педагога с родителями ребенка, имеющего отклонения в речевом и познавательном развитии. Активное привлечение родителей к посильному участию в коррекционной логопедической работе (которое рассматривается большинством методистов-логопедов как непременное условие ее успешной реализации) определяет необходимость по отношению к ним своеобразного логопедического «ликбеза», проведение логопедом работы по пропаганде и распространению «логопедических знаний». Родителям ребенка, имеющего нарушение речи, так же как и логопеду, должна быть ясно видна «перспектива» общего речевого развития ребенка; они должны хорошо осознавать основное назначение «речевой работы», проводимой с ребенком, понимать, что основной ее целью является не устранение каких-либо отдельных недостатков в его речевом развитии (например, неправильного звукопроизношения), а достижение определенного (достаточного) уровня развития речи в целом, что является необходимым условием полноценного интеллектуального и познавательного развития. Так, одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками является достижение уровня сформированности речи, обеспечивающего полноценную подготовку к школьному обучению. Тренировка межполушарного взаимодействия как способ избавления от стресса Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Что дает синхронизация полушарий головного мозга?
Эволюционное значение межполушарного взаимодействия при эмоциональном стрессе заключается в том, чтобы на физиологическом уровне подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных процессов, которые происходят в правом полушарии. «Высвобождение» левого полушария исключает сознательное и долговременное принятие решения в стрессовой ситуации. Правое полушарие активизирует защитные рефлексы, направленные на выживание в стрессовой ситуации. Тем самым повышается чувствительность, усиливается кровоток, мышечные сокращения. Хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие и работу мозга, как у детей, так и у взрослых. Во время стресса развитие нервных путей происходит только в центрах выживания в то время, как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается. Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредотачивается, в основном, в правом полушарии. Остальные области, особенно лобные доли левого полушария (которые и отвечают за регуляцию поведения и контроль эмоций, в том числе во время стресса) могут быть частично блокированы. В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело полушарий головного мозга, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование. Таким образом, одним из условий для успешного проживания стресса является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг, которое достигается через тренировку межполушарного взаимодействия. Комплекс упражнений рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для продвинутых:
Упражнения для тренировки межполушарного взаимодействия:
Консультация для родителей и педагогов Инструктор по физической культуре: Сидорина Ольга Владиславовна «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта.Историческая справка Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Возродили Комплекс «Готов к труду и обороне» в 2014 году. Был утверждён новый перечень испытаний, разработаны нормативы, а также дизайн знаков отличия. Их три: золотой, бронзовый, серебряный. Новая система предусматривает целых 11 возрастных групп. Теперь физические упражнения могут сдавать дети от 6 лет и даже 70-летние. То есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий. Нормативы и количество испытаний меняются в зависимости от пола и возраста жителей. Например, проверить туристические навыки и сдать стрельбу можно с 11 до 59 лет, а пройти испытания по самообороне без оружия только с 13 до 29 лет. Вместе с тем некоторые дисциплины обязательны для всех: это плавание, наклон вперёд и бег (смешанное передвижение). Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии. С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием. Задачи Комплекса: • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; • повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан; • формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий; • модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. Игра – это основа жизни ребенка, движение – основа жизни, а вместе, это двигательные игры – то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста Детские сады должны стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту. Свои первые значки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях. Для «ясельной группы» ГТО достаточно придумать «Веселые старты». В них не должно быть проигравших. Как зарегистрироваться для участия? Чтобы выполнить нормативы ГТО, нужно зарегистрироваться на сайте. Каждому участнику присваивается личный уникальный идентификационный номер. Заявку на выполнение испытаний можно подать в электронном виде или непосредственно в центре тестирования. Для допуска к испытаниям необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, и медицинский допуск от врача. После успешного выполнения необходимого количества испытаний соответствующей ступени (определяется в зависимости от возрастной категории) сводный протокол направляется в автоматизированную информационную систему ГТО, где происходит его обработка и выгрузка соответствующим образом. Введение комплекса «Готов к труду и обороне» способствует улучшению физической подготовки жителей и в целом развитию массового спорта и оздоровлению нации. Кроме того, ГТО положительно влияет на патриотическое воспитание и организацию досуга молодёжи. Абитуриенты, имеющие золотой знак ГТО, могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ. А студенты с такими знаками могут претендовать на повышенную академическую стипендию. Окончательное решение принимает администрация учебного заведения.
Консультация для родителей и педагогов Инструктор по физической культуре: Сидорина Ольга Владиславовна Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
Так что же такое здоровье и здоровый образ жизни? Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Составляющие факторы здорового образа жизни Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами. Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна - примерно два часа. Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия: • Удобная постель. • Тишина. • Затемнение окон. • Приток свежего воздуха. • Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна. • Предварительная прогулка на свежем воздухе. Питание - это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека. Питание - это одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни. Для обеспечения правильного питания необходимы наличие в пище всех нужных ингредиентов, рациональные режим питания и распределение пищи по калорийности в течение дня. Традиционно 4-х разовое питание. Для восполнения дефицита витаминов обязательно включать в рацион свежие овощи, фрукты, соки, а также продукты, обладающие радиопротекторными свойствами (защищающими от радиации – свекла столовая, облепиха, черноплодная рябина, шиповник, черника, клюква). Дефицит натуральных фруктов можно восполнить за счет сухофруктов. Употребление искусственно приготовленных (рафинированных) продуктов следует ограничить. Гигиена - это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. Движение - это состояние, противоположное неподвижности, покою, это биологическая потребность растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц. Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в семье. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей: • Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
«ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ» Большая часть разновидностей зимнего спорта являются экстремальными (горные лыжи, натурбан, сноуборд и пр.). И исключение здесь составляют катания на лыжах, санях и коньках. В хоккее тоже весьма высока степень травматизма, хотя он и не считается экстремальным видом спорта. Остальные виды предполагают преодоление препятствий и скоростные спуски. Категории лыжного спорта: -спортивное ориентирование; -двоеборье; -прыжки с трамплина; -лыжные гонки; -скоростной спуск; -слалом (тот же скоростной спуск, только с препятствиями). Первое и четвертое весьма легко можно организовать в ближайшем лесу. Главное, чтобы местность была знакомой. Для гонок подойдет укатанная дорога. Самые популярные категории горнолыжного спорта: -скиборд (низкая максимальная скорость, короткие дистанции, езда на коротких лыжах – хорош для тех, кто только начинает); -ски-тур (коллективный подъем на склон на лыжах); -сноуборд (скоростной спуск на доске из композитных материалов); -твинтип (спуск на высокой скорости со сложных склонов); -бэккантри (подъем на дикий склон и последующий спуск с него); -ски-альпинизм (спуск без трассы). Лыжный спорт для детей Для детей обоих полов занятия по лыжному спорту становятся доступными уже с 5-6 лет. Они позволяют воспитать детей более уверенными в себе, пробудить в них дух соревнования и научить правильному отношению к победам и поражениям. С медицинской точки зрения лыжный спорт полезен для детей тем, что все без исключения группы мышц становятся задействованными в процессе тренировки. Лыжный спорт способствует развитию ребенка, как с медицинской точки зрения, так и с психологической, и социальной. Главное здесь – не принуждать малыша к тренировкам и грамотно выбирать снаряжение. Преимущества лыжного спорта для детей: -правильное формирование дыхания; -закаливание; -развитие вестибулярного аппарата; -укрепление сердечно-сосудистой системы; -повышение выносливости работоспособности и тонуса организма; -развитие мышц ног и укрепление пресса. Сноубординг для детей Таким видом зимнего спорта, как сноубординг, и мальчикам, и девочкам можно заниматься уже с семилетнего возраста. Обязательное условие для более ранних занятий – сильные ноги ребенка. Ведь данный спорт предполагает наличие способности маневрирования и удержания на доске равновесия. Сноубординг способствует развитию у детей уверенности в своих силах и является замечательной возможностью для их социального общения. Конечно, в этом виде спорта предпочтительно заниматься с тренером. Его чуткое руководство будет способствовать совершенствованию техники катания и поможет избежать травм. Преимущества сноуборда для детей: -развитие сердечно-сосудистой системы; -развитие дыхательной системы; -улучшение обмена веществ; -укрепление икроножных мышц и квадрицепсов; -улучшение чувства равновесия; -развитие координации движений; -укрепление брюшного пресса. Противопоказания для занятий сноубордом у детей: -повышенная хрупкость костей; -астма.
Санный спорт Санный спорт представляет собой высокоскоростной спуск со склонов по готовой трассе на одноместных и двухместных санях. Непрофессиональным санным спортом детям можно заниматься уже с четырех-пяти лет. Виды санного спорта: -натурбан; -скелетон; -бобслей. Хоккей для детей Данный вид зимнего спорта известен всем. Как и его цель – отправить шайбу в ворота соперника. В хоккей можно играть абсолютно на любом катке. Можно даже залить каток самостоятельно на детской площадке, как делают многие современные родители, заботясь о развитии своих детей. Главное, чтобы хватило «маленького народу» на две команды. Отдавать ребенка в хоккей можно с девяти лет. Хотя поставить мальчика на коньки и вручить ему клюшку можно уже с четырех лет. Хоккей требует от ребенка таких данных, как приличный вес, выносливость организма и характер экстраверта. То есть ребенок должен изначально быть настроен на общение с людьми и умение играть в команде. Противопоказания для занятий хоккеем у детей: -проблемы соединительной ткани; -болезни опорно-двигательного аппарата; -проблемы сердечно-сосудистой системы. Фигурное катание для детей Девочкам рекомендовано начинать катание на коньках с 6 лет. Для мальчиков – на год-два попозже. Хотя вставать на коньки можно уже тогда, когда карапуз научился уверенно стоять на ногах и ходить. Само собой, присутствие родителей в данном случае – обязательное условие. Фигурные коньки плотнее охватывают голеностопные суставы ребенка и снижают риск их травмы, благодаря чему на такие коньки ребенка можно ставить раньше, чем на хоккейные или конькобежные. Также стоит отметить и другое строение лезвий фигурных коньков – они более устойчивые и менее опасные. Стоит помнить, что обучиться технике фигурного катания – сложная задача для малыша, но вот научиться держаться на коньках и понять азы данного вида спорта – вполне реально. Тем более при условии восприятия указаний хорошего тренера. Преимущества катания на коньках для детей: -развитие равновесия и ловкости; -укрепление мышц ног; -улучшение обмена веществ; -улучшение деятельности органов кровообращения; -закаливание; -улучшение терморегуляционных процессов; -развитие артистизма и музыкального слуха. Катание на коньках – противопоказания для детей: -близорукость; -астма; -болезни легких; -нарушения опорно-двигательной системы; -травмы головы; -болезни почек; -болезни кровообращения. Зимние виды спорта и здоровье ребенка Для детей спорт является непременным условием их физической активности и крепкого здоровья. Активность ребенка должна проявляться круглый год, и погода – не препятствие для здорового образа жизни и занятий спортом. Главное, знать – с какого возраста можно заниматься детям зимними видами спорта, и нет ли ограничений по состоянию здоровья. В чем состоит польза зимних видов спорта для детей: Один из самых жирных плюсов – сочетание тренировок и закаливания. Лыжные прогулки на свежем воздухе, происходящие при минусовой температуре, и катание на коньках под открытым небом – это воздействие холода в процессе всего занятия. А, следовательно, (при условии регулярных тренировок) повышение устойчивости организма ребенка к простудным хворям и укрепление иммунитета. Тренировка в зимнем лесу кратно повышает пользу от занятий спортом. Лесной воздух (тем более воздух хвойного леса) насыщен фитонцидами. Данные летучие вещества оказывают губительные для многих болезнетворных бактерий. Также к плюсам зимних видов спорта можно отнести насыщение мозга кислородом, формирование мышечного корсета, приобретение устойчивости к перепадам температур и выработку гормонов счастья, эндорфинов, которые, в свою очередь, лучшие помощники в борьбе с любыми болезнями. Возрастные ограничения в зимних видах спорта Рекомендации по ограничениям возраста основаны на знаниях о нюансах развития нервной деятельности, связочного аппарата, мышц и развития скелета детей. Разрешение на занятие зимними видами спорта для ребенка предполагает его способность к координированным и согласованным действиям, а также способность предвидения последствий определенных поступков. Непонимание или пренебрежение советами, как правило, приводит к травмам. На заметку родителям Вы решили приобрести ребенку горные лыжи, или поставить его на коньки? В первую очередь, следует озадачиться поиском правильной экипировки, грамотного тренера и позаботиться о необходимой защите. Ведь главное на начальном этапе занятий – избежать серьезных травм и не отбить у ребенка желание заниматься спортом. Инструктора лучше выбирать специально подготовленного для обучения детей, а в комплект экипировки должна входить специальная защита для детского неокрепшего позвоночника, спасающая от травм при неудачных падениях. И, конечно, нельзя забывать о таких необходимых в аптечке средствах, как эластичный бинт, пластыри, мазь от ушибов и растяжений, специальные очки от солнца с ультрафиолетовым фильтром и средства для защиты от обморожений. И третий важный момент – не перегибать палку в формировании смелой личности. Излишне пугая чадо травмами, нельзя вырастить достойного спортсмена и цельную личность. Но и помнить о простой осторожности тоже необходимо – риск должен быть всегда оправданным.
Как научить своего ребенка прыгать Время освоения прыжков для каждого ребенка индивидуально: одни справляются с этим к 2 годам, другие не могут прыгнуть даже в 5 лет. В среднем считается, что навык прыгания приходит к детям примерно в 2,5–3 года. Помочь малышу в этом вопросе могут родители. Ведь активное движение – залог полноценного физического развития и хорошего здоровья. Но как можно научить своего ребенка прыгать? С чего начать? Предварительный этап Перед тем как научить ребенка прыгать, нужно подготовить малыша физически. Ведь для овладения прыжками важно, чтобы у него были сильные мышцы ног, крепкие кости и связки, хорошая осанка, развитый вестибулярный аппарат (умение держать равновесие). Без этого кроха будет падать. Наработать всю эту базу можно с помощью специального комплекса, в который входят такие упражнения: -«велосипед»; - ходьба на носках; - ходьба на внешней стороне стопы; - ходьба на пятках; - приседания; -упражнения на укрепление пресса и мышц спины; - ходьба с притягиванием ног поочередно к животу («цапля»); - удержание равновесия на одной ноге с раскинутыми в стороны руками («цапля в болоте»); - использование качелей; -ходьба по бревну. Выполнять все эти упражнения ребенок будет охотнее, если подавать их в игровом ключе. Изображать длинноногую цаплю, крадущуюся лисичку, переваливающегося медвежонка, куклу-неваляшку ребенку намного интереснее, чем просто делать то, что требует взрослый. Но в любом случае родители должны контролировать и подстраховывать ребенка во время выполнения всех упражнений, показывать ему личный пример. Подготовительный этап может занять несколько месяцев, прежде чем мышцы, связки и вестибулярный аппарат малыша будут готовы к испытанию прыжками. Поэтому не стоит торопить события, пока не станет очевидно, что ребенок научился держать равновесие и осанку, а его ножки достаточно окрепли. Этапы обучения Начинать освоение прыжков нужно с самых простых упражнений: -подпрыгивания на двух ногах на месте; -прыжков с продвижением вперед; -спрыгивания с небольшого возвышения; -прыжков на одной ножке. Последний этап ребенок сможет освоить примерно к 4 годам, это нормально. Начиная обучение, показывайте ребенку последовательность действий сами, придерживайте ее во время выполнения. Подпрыгивание на месте. Во время первых прыжков дети чаще всего приземляются на всю стопу на ровных ножках, при этом руки и ноги не скоординированы, что может привести к падениям. Поэтому начинать занятия лучше на мягкой поверхности: матрасе, диване. Малышу объясняют, что приземляться нужно сначала на носочки, а затем уже ставить всю ступню, ножки при приземлении нужно немножко сгибать. Последовательность действий такова: - ступни малыша стоят параллельно; - ручки опущены; - малыш немного приседает и отталкивается от опоры, выпрямляя ножки и помогая себе ручками; - прыжок выполняется с прямыми ногами; приземляется на переднюю часть стопы (ножки полусогнуты). Прыжки вперед. Когда ребенок научится подпрыгивать, нужно показать ему, как отталкиваться, чтобы прыгнуть вперед (толчок вперед-вверх). Спрыгивание. После того, как освоены эти прыжки, можно начинать обучение спрыгиванию с возвышения. Это может быть, например, ступенька. Разница заключается лишь в том, что малышу не нужно сильно отталкиваться вверх. Прыжки на одной ноге. Этот навык можно освоить только при умении хорошо держать равновесие. Ребенок поджимает одну ногу, отталкиваясь и приземляясь с помощью другой, помогая себе держать равновесие руками.
Игра в помощь Известно, что лучше всего дети учатся, подражая своим родителям и в ходе игры. Поэтому, обучая их прыжкам, можно предлагать им изображать, как мама, разных животных или предметы (мячик, лягушонка, зайку, горошки, кенгуру, воробушка, кузнечика). При этом воробушек прыгает вперед, горошек или мячик – вверх, лягушонок может спрыгивать с камешка в болото или допрыгивать до другого камешка.
Можно предложить малышу ловить во время прыжка игрушечных бабочек, стрекоз или дотягиваться до предметов в руках родителей, перепрыгивать «лужицы», «ручейки», камушки», нарисованные или сымитированные игрушками, перепрыгивать через обручи, яркие скакалки или веревочки.
Создать бодрое настроение во время занятий могут различные стихотворения, потешки («Мой веселый красный мяч», «Скачет сито по полям»), стихи про лягушат, воробушков и т. д. Хорошо использовать в качестве иллюстрирующих такие слова: «прыг-скок», «с кочки на кочку», «с ножки на ножку».
Более сложные варианты игр могут состоять из нескольких действий. Например, при слове «воробей» малыш спрыгивает с возвышения и прыгает по земле, при слове «машинка» должен вернуться обратно. Или при словах «штиль» соскакивает в «воду» и играет, бегает, при слове «шторм» — возвращается обратно. Становясь старше, ребенок сможет освоить прыжки со скрещиванием ног, прыжки с разбега в длину, высоту, с поворотом, подскоком, запрыгивание на возвышение и другие виды прыжков. Но начинать нужно с самых простых, соответствующих возрасту и физической форме ребенка, постепенно усложняя задачу. Это – главный залог успеха.
Консультация для родителей и педагогов Инструктор по физической культуре: Сидорина Ольга Владиславовна Наш веселый звонкий мяч Гимнастика для малыша должна быть не только полезной, но ещё и занимательной. Пригласим на занятие ПРЫГУЧИЙ МЯЧИК? Упражнения с мячом хороши тем, что у крохи нет ощущения, что вы занимаетесь чем-то серьезным, ваша гимнастика больше похожа на игру. Но вы-то знаете, что такая игра очень полезна для психического и физического развития детского организма.
Мяч незаменимый помощник 1. Сидя на полу или присев на корточки друг напротив друга, покатайте мячик, как футболист на разминке. Затем малыш встаёт спиной к маме, широко расставив ноги и наклонившись вперёд Ему нужно пропустить мяч «в ворота», направляя его прямо к маме в руки. 2. Стоя в полный рост удержаться на мяче. Основная задача не такая лёгкая. Кроха приобретает бесценные качества: становится ловким, учится координировать свои движения. А как нужна такая тренировка позвоночнику, мышцам ног и живота. На мяче можно даже прыгать: малышу необходима не только постепенная, дозированная, но и импульсивная нагрузка. Ваш кроха, как настоящий спортсмен, берёт очередную высоту - удерживая равновесие на мяче, он старается пружинить и даже делает подскоки. При этом задействованы практически все группы мышц, активизируют свою работу те отделы головного мозга, которые отвечают за координацию движений и равновесие. 3. Думаете, только ковбою под силу оседлать необъезженного скакуна и удержаться на нём? Ребёнок тоже готов рискнуть – посмотрите, как он пробует приручить своего нового друга (ребёнок сидит на мяче и опирается на него руками). А сделать это совсем непросто, если верткий мяч так и норовит выскочить из-под седока. И всё же малышу удалось усмирить его. Вот молодец! 4. Малыш, сидя на мяче, держит обе ножки параллельно полу - ему важно научиться уверенно сохранять равновесие в таком положении. Мама, удерживая ребёнка за ручки, осторожно катает его прямо на мяче – вперёд и назад. Практически на мяче находится не только детская попка, но также и верхняя часть бедра почти до колена. 5. Окрылённый своими победами. Малыш пробует выполнить более серьёзные задания. Он пытается удержаться на мяче и оторвать от пола обе ноги . и это ещё не всё! Крепко держа кроху за руки, мама начинает катать его прямо на мяче – вперёд и назад, влево и вправо. Сохранять равновесие в таком положении непросто, но ваш малыш спортсмен с этим наверняка справится! 6. На этот раз ребёнку помогает не мяч, а небольшой валик, поперёк него лежит доска, на которой малыш учится балансировать. Поглощённый игрой, ваш кроха даже и не догадывается, что улучшает свою осанку. Вырабатывает чувство равновесия, а также укрепляет мышцы спины и ног!
Игра с мячом – замечательный способ приобщить ребёнка к физкультуре!
Консультация для родителей и педагогов Музыкальный руководитель: Плешкова Е.А. 2. Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий. 4. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение. СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. ДАЛЕЕ Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.docx (22.22 КБ) Развитие психических процессов в дошкольном возрасте Советы педагога-психолога Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии – Лев Семенович Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, внимание, речь, воображение. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память и наглядно-образное мышление. ДАЛЕЕ развитие психических процессов в дошкольном возрасте.docx (20.49 КБ)
Консультация психолога на тему: «Как справиться с детской истерикой?» Бывало ли такое, что Ваш малыш уже не первый раз за день кричит и бьется в истерике, превращая все вокруг в сумасшедший дом? Кричит и воет как пожарная сирена, если вы не дали ему конфету? В магазине он плачет, потому что вы не купили ему игрушку и валяется по полу? Устраивает истерики в людных местах и вы испытываете стыд? Вы понятия не имеете, как же его успокоить и готовы сесть рядом, кричать или тихо плакать от беспомощности? Тогда эта консультация поможет Вам разобраться с причинами такого поведения ребенка. Первое, что надо запомнить – это то, что вы не единственная мама, которая сталкивалась с такой трудностью. Даже самые замечательные родители оказываются в таких ситуациях, дело тут не в Вас, а в темпераменте вашего ребенка. Разные дети могут иметь разные типы темперамента – поэтому, у некоторых детей приступы негодования случаются регулярно, а у других чрезвычайно редко. Капризы являются нормальной частью развития ребенка, не следует относиться к ним, как к чему-то экстраординарному и негативному. Дети не взрослые, они еще не научились сдерживать и контролировать себя и свои эмоции. Но для того, чтобы предотвратить истерики ребенка нужно выяснить причину истерики. - Возможно, ребенок устал, хочет спать или голоден: тут все просто, искорените причину и истерика пройдет. - Возможно, ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремиться завоевать его (такую привычку можно закрепить и она часто переходит во взрослую жизнь). - Возможно, ребенок манипулирует вами, он привык таким способом добиваться всего, что он хочет. Это самая частая причина истерик детей. ДАЛЕЕ Как справится с детской истерикой.docx (23.89 КБ) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ»
Особенности развития речи детей 3-го года жизни Как только ребенок начинает посещать группу кратковременного пребывания у многих родителей появляются вопросы о речевом развитии ребенка. В наших дошкольных отделениях в этих группах работает, в основном, воспитатель и психолог. Логопед проводит экспресс- обследование детей с целью выявления явно выраженных речевых патологий и разрабатывает дальнейший алгоритм поведения родителей и специалистов. Родителям важно знать, какие особенности речи являются нормативными для этого возраста. К 3-м годам произносительная сторона речи у большинства детей ещё недостаточно сформирована и это норма. Особенностью речи деток к 3-м годам является: - несовершенство в произношении звуков многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. - отсутствие большинства звуков, что сказывается на произношении слов, в связи с чем, речь недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и, в то же время, говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи). Некоторые дети к 3-м годам могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме - р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками -ть, -дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение -с, -з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи). ДАЛЕЕ Особенности развития речи детей третьего года жизни.docx (20.39 КБ)
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речевых компонентов» Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик. Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук... ДАЛЕЕ Консультация для родителей Влияние мелкой моторики на развитие речевых компонентов.docx (18.62 КБ) Консультация для родителей «Что такое фонематический слух?» Система упражнений для развития фонематического восприятия Фонематическое восприятие, фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. ДАЛЕЕ Консультация для родителей «Что такое фонематический слух» Система упражнений для развития фонематического восприятия.docx (22.84 КБ)
Консультация для родителей Скоро школу! «Дисграфия, что это и методы для ее предупреждения»
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированнностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия является стойкими, типичными и повторяющими ошибкам на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Признаки, характеризующую дисграфию, включают типичные и повторяющие на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться - смешение и заменами графчески сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б-п, д-т, г-к, ш-ж); -искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, -добавлением букв и слогов) -нарушением слитности и реальности написания слов; -аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении), -недописывание или добавление элементов букв (л сместо м; х вместо ж и наоборот) - зеркальное написание букв.
ДАЛЕЕ Дисграфия, что это и методы для ее предупреждения.docx (16.95 КБ) Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.....
Памятка родителям «Организация театрализованной деятельности в семье»
В процессе совместной детско-театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и детьми. Театр - это источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеряют» на себя различные модели поведения в обществе. ДАЛЕЕ Памятка родителям Организация театральной деятельности в семье.docx (13.48 КБ)
Консультация для родителей«Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста»Больше всего на свете дети хотят двигаться, ведь для них движение — это способ познать мир. А это значит, что чем точнее и четче будут движения ребенка, тем осмысленнее и глубже станет его знакомство с окружающим миром.Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. В переводе с корейского «Су»– кисть, «Джок»– стопа. Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувcтвительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный комфорт детям во время занятия. Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Работа по данному методу проводится c помощью Су-Джок стимуляторов - массажеров. Этот стимулятор представляет собой шарик – две соединенные полусферы. Внутри, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вверх и вниз. Формы работы с Су-Джок – самые разные. Это различные пальчиковые упражнения как c самим шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом, который находится в шарике. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием его между ладонями и т. д. Каждое упражнение обязательно должно сопровождаться небольшим стишком, потешкой, сказкой и т. д. ДАЛЕЕ Консультация для родителей суджок терапия.docx (26.3 КБ)
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя. Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания. В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.
Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми: • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков; • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха; • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь. Дыхательные упражнения: «Загнать мяч в ворота» 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота»). 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами. «Загнать мяч подальше» 1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола. 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
|