Версия для слабовидящих
Предлагаем к просмотру интересные видеоролики, которые помогут Вам знать все правила.
Как здорово быть Рыцарями и Принцессами!
В субботу детский сад распахнул свои двери для детей и их родителей.
Наступило лето. И многие потянулись поближе к солнцу и воде — на пляжи. Вода, помимо радости, всегда таит в себе опасность. Неосторожная шалость —беды не избежать.
Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения
Интересное летнее развлечение прошло в средней группе детского сада.

Рекомендации узких специалистов

Консультация для родителей

«Влияние мелкой моторики на развитие речевых компонентов»

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики

рук...

ДАЛЕЕ  Консультация для родителей Влияние мелкой моторики на развитие речевых компонентов.docx (18.62 КБ)




Консультация для родителей «Что такое фонематический слух?» Система упражнений для развития фонематического восприятия

Фонематическое восприятиефонематический слух – это различение на слух звуков речиФонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение«коза-коса»«дом-том»«бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

ДАЛЕЕ  Консультация для родителей «Что такое фонематический слух» Система упражнений для развития фонематического восприятия.docx (22.84 КБ)

Консультация для родителей

Скоро  школу!

«Дисграфия, что это и методы для ее предупреждения»

 

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированнностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия является стойкими, типичными и повторяющими ошибкам на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Признаки, характеризующую дисграфию, включают типичные и повторяющие на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться

- смешение и заменами графчески сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б-п, д-т, г-к, ш-ж);

-искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками,

-добавлением букв и слогов)

-нарушением слитности и реальности написания слов;

-аграмматизмами на письме  (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении),

-недописывание или добавление элементов букв (л сместо м; х вместо ж и наоборот)

- зеркальное написание букв.

ДАЛЕЕ   Дисграфия, что это и методы для ее предупреждения.docx (16.95 КБ)

Консультация для родителей

«Использование мнемотехники в развитии речи детей»

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

                                                                                              К. Д. Ушинский

 

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.....


ДАЛЕЕ  Использование мнемотехники в развитии речи детей.docx (22.67 КБ)

Памятка  родителям

«Организация театрализованной деятельности в семье»

 



        В процессе совместной детско-театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и детьми. Театр  -  это источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений.

       Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети  «примеряют»  на себя различные модели  поведения   в обществе.

ДАЛЕЕ  Памятка родителям Организация театральной деятельности в семье.docx (13.48 КБ)

Консультация для родителей

«Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Больше всего на свете дети хотят двигаться, ведь для них движение — это способ познать мир. А это значит, что чем точнее и четче будут движения ребенка, тем осмысленнее и глубже станет его знакомство с окружающим миром.

Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. В переводе с корейского «Су»– кисть, «Джок»– стопа.

Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувcтвительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный комфорт детям во время занятия.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Работа по данному методу проводится c помощью Су-Джок стимуляторов - массажеров. Этот стимулятор представляет собой шарик – две соединенные полусферы. Внутри, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вверх и вниз. Формы работы с Су-Джок – самые разные. Это различные пальчиковые упражнения как c самим шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом, который находится в шарике. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием его между ладонями и т. д. Каждое упражнение обязательно должно сопровождаться небольшим стишком, потешкой, сказкой и т. д. 


ДАЛЕЕ  Консультация для родителей суджок терапия.docx (26.3 КБ)


Дыхательная гимнастика. Консультация логопеда для родителей. Занимаемся дыхательной гимнастикой. Советы родителям

 

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.

Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

 

 

 

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми:

• Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

• Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;

• Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;

• Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения:

«Загнать мяч в ворота»

1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота»).

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.

«Загнать мяч подальше»

1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 

 

 


 

«Трубач»

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

 

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

«Жук»

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока»).

 

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

 

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад«зз-уу», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад«зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

 

 «Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку«буль-буль-буль».

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов(порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки?».

Удачи!


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. 

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще, когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ребенка говорить много и правильно.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

— Ткет ткач ткани на платье Тане.

— Три сороки-тараторки тараторили на горке.

— Орел на горе, перо на орле.

— Наш Полкан попал в капкан.

 

 

 

 

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  • «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  • «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [].

 

 

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

 

 

 

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Маляр

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Качели

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Упражнения для развития речи

 

Большим подспорьем в развитии речи становится развитие мелкой моторики пальцев. Занимайтесь с ребенком творчеством и конструированием, лепкой, шитьем, нанизыванием бус, выкладыванием различного рода мозаик, составлением пазлов.

Играйте с ребенком в слова. Например, можно использовать популярную игру «в города», когда игрок должен назвать слово, начинающееся с последней буквы слова, названного другим игроком. Другой вариант словесных игр — попросите ребенка назвать характерные для текущего сезона погодные явления, цвета, цветы, растения, действия.

Учитесь формировать множественное число любого существительного, уменьшительно-ласкательное название предмета. Развивайте слух ребенка. Просите называть, какие звуки он слышит на улице, узнать, какое животное издает определенный звук, какой музыкальный инструмент так звучит. Учите наизусть стихи и песенки. Учите ребенка рассказывать наизусть стихотворения, петь песенки. Хорошее упражнение заключается в том, что стих рассказываете вы сами, опуская некоторые слова, а малыш дополняет пропуски нужными словами.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Развитие речи дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая проблема одинаково важна для всех дошколят.

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 4-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов. Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников

«Придумай слово» Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук. В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово- пароль сегодня у нас начинается со звука [м]».

         «Поймай слог» Цель — развитие слухового внимания и его быстроты. Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д. Игровое упражнение «Раздели правильно» Цель — развитие умения делить слова на слоги. В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку: Друг за другом мы шагаем слова на слоги разделяем. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов. Игра

«Наоборот» Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

«Прощальная игра»: Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру

«Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).


Учитель-логопед Куценко Ирина Николаевна поделилась опытом с родителями и воспитателями старших групп, представила материал по 

Профилактике  оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Предпосылки возникновения дисграфии у ребенка:

  • фонетико-фонематические нарушения;
  • ребенок левша;
  • в семье говорят на двух или более языках;
  • проблемы с памятью, вниманием;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

 

Оптическая дисграфия  -  это вид дисграфии обусловленный несформированностью зрительно-пространственных функций и  связан со смешением букв, сходных по написанию.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

  • искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
  • замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - и, л - м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м - ш ).

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Для профилактики оптической дисграфии у ребенка можно использовать следующие виды упражнений и заданий:

  1. 1.                Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.
  2. 2.                Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).
  3. 3.                Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
  4. 4.                Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.
  5. 5.                Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
  6. 6.                Узнать предмет по контурному изображению.
  7. 7.                Соотнести предметы с их черными силуэтами.
  8. 8.                Найти различия в двух предметных картинках.
  9. 9.                Узнать предметы, наложенные друг на друга.
  10. 10.           Узнать зашумленные предметы.
  11. 11.           Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
  12. 12.           Найти одинаковые предметы, объекты.
  13. 13.           Назвать недорисованные изображения предметов.
  14. 14.           Определить, что неправильно нарисовал художник.
  15. 15.           Определить, что забыл нарисовать художник.
  16. 16.           Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
  17. 17.           Найти спрятанные в рисунках предметы.
  18. 18.           Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
  19. 19.           Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
  20. 20.           Угадать предметы по отдельным деталям.
  21. 21.           Узнать изображения.
  22. 22.           «Лабиринты».

Развитие зрительной памяти также является неотъемлемой частью работы при профилактике оптической дисграфии:

  1. 1.                Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
  2. 2.                Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
  3. 3.                Восстановить пары картинок.
  4. 4.                Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).
  5. 5.                Сравнить две картинки и найти их отличия.
  6. 6.                Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Так же необходимо развивать пространственные представления: формировать способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

  1. 1.                Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
  2. 2.                Назвать, что выше (ниже) всего.
  3. 3.                Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
  4. 4.                Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
  5. 5.                Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
  6. 6.                Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).
  7. 7.                Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки,

откидывание головы и т.д.).

  1. 8.                Назвать и показать правые и левые части тела.
  2. 9.                Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).
  3. 10.           Выполнить движения только в направлении налево.
  4. 11.           Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.
  5. 12.           Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
  6. 13.           Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).
  7. 14.           Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.
  8. 15.           Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
  9. 16.           Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
  10. 17.           Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
  11. 18.           Пространственные слуховые диктанты.
  12. 19.           Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.
  13. 20.           Отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

Необходима автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

  1. 1.     Назвать буквы.
  2. 2.     Назвать пары букв.
  3. 3.     Найти и назвать неправильно написанные буквы.
  4. 4.     Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
  5. 5.     Узнать и назвать буквы.
  6. 6.     Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.
  7. 7.     Восстановить слова из букв.
  8. 8.     Вставить в слово пропущенную букву.
  9. 9.     Восстановить слова, используя заданные слоги.

 

Примеры заданий и упражнений:

  1. 1.     Узнать предметы (буквы)  наложенные друг на друга

  1. 2.     Дописать недостающий элемент буквы

  1. 3.     Найди буквы, которые написаны, верно.

  1. 4.     Сравнить две картинки и найти отличия

  1. 5.     Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.

 

Материал подготовила учитель – логопед Куценко И.Н.

Учитель-логопед Куценко Ирина Николаевна поделилась опытом с воспитателями старших групп, представила практический материал по теме "Формирование интонационной стороны речи у старших дошкольников"

Учитель-логопед Куценко Ирина Николаевна поделилась опытом с воспитателями групп раннего и младшего возраста, представила практический материал по теме "Роль словесных игр в речевом развитии детей"

Речевая игра «Назови слово»

Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать  внимание и память, учить соотносить  родовые и видовые понятия.

Материал: мяч

Ход игры. Педагог называет обобщающееслова и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Педагог: - Овощи;

Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редис, свекла, морковь.

Педагог: - Фрукты;

Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Педагог: - Ягоды;

Дети: -Малина, клубника, смородина, крыжовник.

Педагог: - Деревья;

Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, и т.д.

Речевая игра«Чудесный мешочек»

Цель: развивать словарь, закрепить названия предметов.

Материал: мешочек, фрукты и овощи.

Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с фруктами и овощами и их внешним видом. Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, вкусе овощей и фруктов.

Речевая игра«Кто кем был?»

 Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем

Материал: Игрушки

Ход игры: Педагог задает детям вопросы: Кем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), бабочка (гусеницей), рыба (икринкой), корова (телёнком), собака (щенком), свинья (поросенком), лиса (лисенком), заяц (зайчонком) и т.д.

Речевая игра«Кто что ест?»

Цель: учить употреблять трудные формы существительных.

Материал: картинки с изображением животных.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что в корзинке подарки для зверей и просит помочь их раздать животным. Показывает  картинки с изображением медведя, собаки, кошки, курицы. Спрашивает: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому молоко? и т.д.

Речевая игра«Назови три слова»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход игры: Дети становятся круг. Педагог поочерёдно бросает детям мяч и задаёт вопрос. 


 
Тюмень, ул. Олимпийская, 36 к1
Наши телефоны:
8 (3452) 33-08-09 (1 корпус), 36-68-19 (2 корпус)
Сайт разработан в студии
«Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: