С наступлением теплых дней одним из любимых видов отдыха детей является катание на велосипедах и самокатах. Данные виды физической активности очень полезны для развитии координации, но вместе с тем являются травмоопасными, если не соблюдать правила безопасности. 26 апреля наши сотрудники приняли участие в Спартакиаде «Здоровая нация» работников дошкольных образовательных организаций - «Веселые старты». Воспитанники МАДОУ ЦРР- детского сада 111 города Тюмени не отстают от старших товарищей и тоже проводят торжественные шествия Бессмертного полка, посвященного 80-летию Великой Победы |
Главная /
Базовый (опорный) логопедический пункт ДОУ***
Грамматический строй речи Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях– это и умение владеть приемами словоизменения и словообразования, и умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги. Нарушение приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей. Чей основной механизм заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом, что в дальнейшем сказывается и на письменной речи, и чтении. Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении: 1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков); 2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц); 3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал). 4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала); 5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан). Вот несколько речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка, в которые мы сами с ребятами на занятиях постоянно играем:
Цель: совершенствовать навыки употребления существительных во множественном числе именительном падеже. Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное вединственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе. Пример : мяч - мячи, машина – машины, кукла –куклы, кубик- кубики и т. д.
Цель: совершенствовать навыки образованиясуществительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры. Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок долженперекинуть мяч и назвать слово ласково. Пример : мяч-мячик, машина - машинка, дом-домик, кукла - куколка и т. д.
Цель: совершенствовать навыки употребления существительных вродительномпадеже множественном числе. Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4-7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названныхребенком. Пример: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет. (Нет матрешки, нет самолета ит.д.)
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Ход игры. Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей… Пример: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д. Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти сословосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательнымиместоимениями. Ход игры. Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос:«Чья корова? - Корова моя. Чей поросенок? - Поросенок мой». Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложитеемустать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? - Корова твоя(или ваша)». Пример: Чья кофта? - кофта моя. Чей шарф? - Шарф мой и т. д. Чья книга - твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.
Цель: совершенствовать навыки образованияотносительных прилагательных. Ход игры. Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, аребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет. Пример: дом из камня – каменный, чашка изфарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.
Цель: совершенствовать навыки образованияпритяжательных прилагательных. Ход игры. Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она. Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частейразличных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке. Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.). Пример: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайцачьи (заячьи), хвост волка чей?(волчий).
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь. Ход игры. Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову. Пример: Снег какой? (пушистый, белый,холодный) Снег что делает?(падает, на солнце блестит, переливается, тает) Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д. Лед (что делает)- трещит, блестит, тает, переливается и т.д.
Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций: • Верьте в силы ребенка! • Обучайте в игре! • Умейте выслушать ребенка. • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствуетуспешной ибыстройавтоматизации звуков. • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Рекомендую для занятий с детьми Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Комплект из трех альбомов ( в старой версии из 4-х)
***
Почему ребенок путает звуки между собой в речи, но отдельно каждый звук говорит хорошо? Если малыш легко и правильно говорит изолировано какой-либо звук русского языка, но в речи путает (смешивает) его с другим звуком, это значит, что ребенок просто не отличает один звук от другого, потому что они очень похожи. Звуки могут смешиваться в речи по двум причинам: 1) так как «похожи на слух»/акустическому сходству 2) так как «похожи по месту произношения»/артикуляторному сходству. Например: 1) звук [Ш] бывает смешивается со звуком [С], потому что они похожи на слух. Оба звука звучать продолжительно и глухо. 2) а бывает что [Ш] смешивается со звуками [Ж], [Щ] , потому что они похожи по месту произношения. Если смотреть на человека, который произносит любой из этих звуков, видно, что положение губ и зубов и языка одинаковы. 3) А твердый и мягкий звук одной буквы могут смешиваться сразу по обеим причинам: и звучат похоже, и произносятся в схожей позе. Если звук, который «путается» еще новый, недавно появился и ребенок только начал его выговаривать, то понаблюдайте за речью ребенка примерно около двух месяцев, т.к. это естественный процесс становления звукопроизношения, необходимо время для формирования у ребенка понимания существенных отличий между звуками, а на сегодняшний день они ему просто не понятны. Но если процесс затягивается или важно уточнить ситуацию, то обратитесь к логопеду. Если смешиваемый звук поставлен в процессе логопедических занятий, то в работе логопедом будет запланирован специальный, заключительный этап работы для этого звука (после этапов постановки и автоматизации звука - подробно об этом см.в статье «Почему звук в речи ребенка есть, но не везде») - Этап дифференциации звука- этап «разделения» звука с похожими Этап дифференциации поставленного логопедом звука будет включать обычно отработку парочек звуков поэтапно с усложнением. И только освоив говорение на всех этапах, ребенок после сможет начать, не путая, говорить эти звуки при рассказывании по теме, в беседе, в свободном общении. А если ребенок не смешивает поставленный звук с другими сходными звуками, то этап дифференциация совсем не требуется!
*** Базовый (опорный) логопедический пункт. Тенденция на увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР) продолжается. И по разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах). Однако к одним логопедам нужно пройти ПМПК, а к другим нет. Так в чем же заключается работа логопедического пункта и кому на нем могут помочь? Что такое «логопункт»? Базовый (опорный) логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. Каких детей зачисляют на логопункт? На логопункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями – ФФНР,ФНР, ОНР IIIуровня (без осложнений). Задача логопункта – помочь как можно большему числу воспитанников исправить небольшие недостатки речевого развития перед переходом в школу. Сколько детей зачисляется на логопункт? Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек. Как попасть в логопункт? Ежегодно во второй половине мая проводится плановая диагностика речевого развития у воспитанников подготовительных и старших групп для оценки результатов работы, а так же для выявления нуждающихся в коррекционной помощи на следующий уч.год. По результатам приглашаются родители для подписания документов, после чего ребенок попадает в список кандидатов. После окончания работы с выпускниками и их отчисления, воспитанники из списка кандидатов зачисляются на освободившиеся места. Родители, желающие записать ребенка на занятия могут проявить свое желание в течении всего учебного года, не дожидаясь плановой диагностики. Какие сроки работы с воспитанниками? Так как логопедическая помощь требуется детям с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы могут сильно различаться. В течении всего года воспитанников зачисляют и отчисляют с занятий. Причины для отчисления – исправление речи воспитанника, непосещаемость в течении 2х неделе без ув. причины, отказ родителя, перевод в другое образовательное учереждение. Поэтому с логопункта дети выводятся не всей группой, а индивидуально, а на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди (т.е в списке кандидатов). Так что не стоит расстраиваться, если Вашего ребенка сразу не зачислили на занятия, в течении года его зачислят, когда подойдет его очередь. А Вам сообщат, что ребенок начал занятия с логопедом.
Что еще стоит знать о логопункте?
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Только вместе мы можем сотворить «чудеса» с речью ребенка и его знаниями!
*** подготовка к школе - когда пора . чему учить.docx (16.53 КБ) *** комплексы Артикуляционная гимнастика.docx (14.61 КБ) *** Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения, которые направлены на укрепление мышц речевого аппарата (губ, языка и нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Она является основополагающим началом в устранении нарушений речевого аппарата и подготовке к постановке звуков. Ее основная цель - укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
В среднем проведение артикуляционной гимнастики занимает 3 - 5 минут.
|