Версия сайта
для слабовидящих
Тюменский образовательный канал (ТОК)
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде… Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. Природоохранный социально — образовательный проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Базовый (опорный) логопедический пункт ДОУ

***

«Учим детей общению»

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вы - первые учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Малыш всегда учится в общении с взрослыми. Очень немногие умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Этому Вы можете во многом помочь своему ребенку, если начнете прививать навыки общения уже в раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, и Вы должны обеспечить ему благоприятные условия, а для этого запомните следующее:

* Ваш ребенок будет говорить так, как говорят дома. Для ребенка Вы - образец речи.

*Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые его слушают, общаются с ним, разговаривают, читают ему.

*Следует уделять ребенку больше времени. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома. *У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, свои интересы. Очень важно уважать его неповторимость.

         Общение со сверстниками очень важно для физического и умственного развития ребенка. Уже в три года ребенок ощущает себя как личность, а к  четырем-пяти годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками. Старайтесь, чтобы ваш ребенок был задействован в как можно большем количестве «малых групп»: художественный кружок, спортивные секции и т. п. Это поможет ему не только гармонично развиться. Учеными замечено, что успех в одном роде деятельности может неожиданно помочь обрести уверенность в другом, занять более высокое положение в детском социуме.

           К 6-7 годам ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Достаточно часто, даже вопреки правилам игры, они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если «четырех-пятилетние» дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к сверстникам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.

               К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

           Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте и обучение детей навыкам общения.

              

 

***

Причины возникновения нарушений речи у детей.

Методы и приемы их коррекции.

Своевременное развитие речи – один из показателей нормального темпа нервно-психического развития детей. Что же взято за основу нормального и своевременного развития речи детей?

  1. появление гуления и лепета ребенка (соответственно в 3-4 и 6-7 месяцев);
  2. появление первых слов к 10 – 12 месяцам (норма 10-15 слов);
  3. правильное произношение всех звуков родного языка (по орфоэпическим нормам) к 4-5 годам;
  4. лексическое богатство языка, грамматическая правильность высказываний (согласование по р.,ч.,п.; употребление предлогов….), умение строить связные высказывания (делать пересказ, составлять рассказ на заданную тему, самостоятельно выбранную тему….) в совершенстве к 6 годам.

Все, что не соответствует возрастной норме, психологами, физиологами и педагогами считается отставанием от возрастной нормы.

Каковы причины отставания в речевом развитии детей?

  1. органические причины (неправильное строение органов артикуляционного аппарата а). язык: большой, массивный, малоподвижный; б). губы: тонкие, толстые и малоподвижные;

в). направильный прикус; г). широкая или короткая подъязычная уздечка; д). направильное строение зубов или их отсутствие; е). неправильное строение неба: широкое и низкое, высокое и узкое; ж). послеоперационные рубцы на губах, небе);

  1. функциональные причины (малоподвижные, наразработанные органы артикуляционного аппарата; недоразвитие фонематического слуха; тугоухость – снижение физического, естественного слуха);
  1. социальные причины (педагогическая запущенность; явление госпитализма; сверхшумное окружение; «сюсюканье»);
  1. наследственные причины (строение костно-мышечного аппарата органов артикуляционного аппарата);
  1. психо-неврологические причины (умственная отсталость и т.п.).

Пути устранения недоразвития речи

у детей в дошкольном возрасте.

Если причины недоразвития речи органического характера, то, естественно, консультирование и помощь врачей-специалистов (стоматолог, ортодонт, оториноларинголог); причины функционального характера  - также необходима помощь врача оториноларинголога, а потом уже помощь и в том, и в другом случае, учителя – логопеда. Однако, довольно часто основными причинами недоразвития речи детей являются социальные причины (недостаток речевого общения с детьми, поощрение их речевой активности, желания рассказывать, общаться при помощи речи). Следовательно, это работа заключается во взаимодействии педагогов и родителей и проводится с детьми по двум основным направлениям работы:

  1. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия-умение слышать и различать слова, звуки (игры, игровые упражнения);
  2. развитие подвижности органов артикуляционного аппарата (специальные артикуляционные и дыхательные упражнения).

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

- «слова-друзья» - звучат похоже (рак – мак, бак; дрова – трава; стрекоза – коза; дом – ком, том; мышка – миска; лейка – скамейка);

- «слова длинные и короткие»;

- «слова – родственники, выросли из одного корня»: снег – снежный, снеговик, снежинка, снегопад; учит – кто?; строит кто?;

- «слова образовались из нескольких слов»: снег падает – это снегопад; камни падают – это камнепад; листья падают….; сам летит…..;

- звуки: «поймай звук», различение пары звуков: С-З; С-Ш; С-Сь; место звука в слове; подбери слова с определенным звуком; звуковой анализ слов (количество звуков в слове, звуковая схема слова, характеристика звуков: гласные звуки, согласные твердые и согласные мягкие звуки: согласные звонкие и согласные глухие звуки)……

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата (специальные артикуляционные и дыхательные упражнения).

- статические артикуляционные движения: заборчик; лопаточка; иголочка: дудочка; рупор, чашечка;

- динамические: часики, вкусное варенье, маляр, лошадка скачет……;

- упражнения, выполняемые в переключении: заборчик-дудочка; лопаточка-иголочка;

- игры на развитие сильной целенаправленной воздушной струи: кто спрятался (поддувание), сдуй снежинку, пушинку, соринку, листочек (сдувание); кто дальше? кто сильнее?

Главный вывод: если мы хотим, чтобы ребенок говорил, при чем говорил правильно, осмысленно, развернуто, то ему в этом необходимо помочь, а именно разговаривать, исправлять речевые ошибки, помогать играя, развивать подвижность тех речевых органов, которые принимают непосредственное участие в образовании речи.


 

***

Уважаемые родители, совсем скоро воспитанники подготовительных групп детского сада отметят выпускные, а еще спустя три месяца станут первоклассниками. И, конечно, каждый хочет понять –

Готов ли мой ребенок к школе? Надо ли бежать к специалистам?

Однако, не только родители выпускников задаются этим вопросом и приходят ко мне за консультацией, но и воспитанников старших групп, а порой и средних.

Я постараюсь обратить Ваше внимание на то, что может облегчить или усложнить жизнь первоклассника, как понять готов ли ребенок к школе, есть ли необходимость начать занятия с логопедом уже в средней или старшей группе, а вы можете диагностировать своего ребенка по этой статье – подсказке.

Уважаемые родители, как минимум за год (в 5,5 – 6 лет) до поступления малыша в 1 класс обратите внимание на следующие моменты:

  1. 1.     Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок? Бывает ли путаница звуков? Например,[ жележо]  вместо [железо],[ лука] вместо [рука] , хотя все звуки умеет произнести?
    2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух? Замечает ли когда вы говорите неправильно? А замечает ли свои ошибки в произношении?
    3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов? Может ли назвать звуки слова по порядку (продиктовать как пишется слово)?
    4. Насколько богат его словарный запас? Знает ли он как одним словом назвать несколько предметов? Какое время года/день недели/время суток? И т.д
    5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок? Знает ли сложнве предлоги ( из-за, из-под, за и т.п) и употребляет ли он их в речи?
    6. Хорошо ли владеет связной речью? Может ли рассказать что он делал на выходных? О чем мультик? А может ли сам придумать историю видя одну/несколько картинок?
    7. Хорошо ли ориентируется где право, а где лево? В какую сторону пишутся цифры/буквы? Есть ли зеркальность (путаница сторон)?

Если в каком то из пунктов вы видите сложности у ребенка – пора обращаться за помощью специалистов. Самое быстрое и простое это прийти на консультацию к логопеду, который не только проверит навыки и умения Вашего ребенка, но сможет и подсказать какие упражнения и задания помогут скорректировать недостающие части, развить их до необходимого уровня.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Итак, если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается резко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны не только специалисту и родители сразу знают что нужна помощь.

Но!

Есть и те нарушения, которые может распознать только специалист - «скрытые дефекты речи». В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. И устранить их может только учитель-логопед.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Да,  в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется и критичность к своей речи увеличивается, что в итоге приводит к нежеланию ребенка разговаривать и проявляться. В итоге либо он развивается так, чтобы меньше контактировать с окружающими, либо проявляет себя через агрессию и/или истерики.

«Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.»

Для  коррекции звукопроизношения и развития речи ваших детей у нас в саду работают логопеды. На Базовом (опорном) логопедическом пункте проводятся занятия по коррекции и развитию устной речи у детей от 4,5 лет. А так же профилактика появления дисграфии и дислексии у выпускников .

Чтобы попасть на занятия нужно вовремя обратить свое внимание на речь ребенка , обратиться за осмотром/ консультацией к логопеду и записаться на занятия( или встать в очередь на место). Чем раньше ребенок попадает на занятия к логопеду – тем больше шанс на исправление всех дефектов речи до поступления в школу.

Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

***

«Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста в старших и подготовительных группах»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания.

Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Взяв в основу мнение великих педагогов(С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. ) и , увидев в своей практике эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, пиктограмм, коллажа:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Развивается мелкая моторика рук.

Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка.

Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагаю внимательно рассмотреть коллаж (за ранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информацию даю в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет обсуждение - задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:

1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Помимо мнемотаблиц и коллажа, я использую наглядные модели-условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели использую в ходе совместных бесед, наблюдений. Дома так же можно найти уже готовые схемы в индивидуальной тетради или в интернете, а затем вместе обсудить их с ребенком.

Интересным, по моему мнению, приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо (использую в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок, запоминания сокроговорок, а так же для самостоятельной автоматизации звука в словах).

Работу строю по следующему алгоритму(на примере скороговорок):

- читаю скороговорку;

- выделяем в каждой строке 1 ключевое слово , представляем его в виде символа или рисунка ( иногда полностью прорисовываем порядок слов);

- читаю скороговорку еще раз, но уже использую пиктограмму;

- дети самостоятельно рассказывают скороговорку наизусть с помощью пиктограммы.

Стоит отметить, что с использованием данной методики мнемотехника, связная речь детей  значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

 

 

 

 

***

Слух - основа правильной речи.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Ведь умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Детям с речевыми проблемами очень важно развивать фонематический слух, ведь зачастую  малыш просто не замечает, что он  неправильно произносит звуки.

Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

         ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

* на занятии мы играем в подобную игру, но не с машинами. Мы используем для этого окружающие звуки (пылесос, детей, птиц , музыку и т п.)

         УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
* если помещение не позволяет отойти сильно далеко можно использовать книгу или тетрадь чтобы прикрыть рот – тогда звук будет тише.

 

Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК или «Звуковичок»

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

 ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру, где каждое следующее слово должно начинаться на последний звук названного слова. Например: кот – тигр – рысь.. и т д.

 

На занятиях мы так же играем со слухом– ищем место звука в слове, собираем слова из звуков и наоборот, разбираем их на отдельные звуки, ловим слова с нужным звуком, спасаем слово с нашим звуком из предложения.

Значимость развитого слуха сильно недооценивают, думая, что сложности в произношении связаны только с мышцами и умением произнести звук. Однако, практика показывает, что дети с хорошо развитым слухом меньше путают звуки между собой, а так же имеют меньше «потерянных звуков».

 

         Помните ! Своевременное обнаружение проблемы и комплексный подход к ее устранению – залог успешного лечения любых дефектов речи у детей.

 

 

***

С февраля 2014 года  на базе нашего дошкольного учреждения начал свою работу Базовый (опорный) логопедический пункт.

Основными  задачами деятельности Логопедического пункта являются:

- организация ранней диагностики речевых патологий и обеспечение своевременного сопровождения детей, нуждающихся в логокоррекции;

- организация предоставления консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям).

Логопедическая помощь оказывается воспитанникам дошкольных образовательных учреждений, закреплённых за данным логопунктом, а  именно воспитанникам МАДОУ ЦРР- д/с №111(2 корпус),   МАДОУ д/с №132 (1 и 2 корпус). В настоящее время в Логопедический пункт зачислено 25 детей:

№ детского сада

Количество детей

 111

 15

 132

 10

Логопедический пункт оказывает помощь детям, имеющим следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонематическое недоразвитие речи;

- нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально и в групповой форме. 

Занятия проводит учитель-логопед Кудина Маргарита Владиславовна 

В логопедические пункты направляются воспитанники, имеющие наиболее выраженные нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

Срок коррекционного обучения детей определяется учителем - логопедом с учетом характера речевых нарушений.


Расписание работы логопедического пункта

 

Понедельник

08.00 – 12.00

Вторник

15.00 – 19.00

Среда

08.00 – 12.00

Четверг

15.00 – 19.00

Пятница

08.00 – 12.00

 

Для Логопедического пункта выделен кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический пункт обеспечен необходимым оборудованием: настенным зеркалом для логопедических занятий, логопедическими зондами, шпателями, магнитофоном, компьютером, кушеткой для массажа, шкафами для пособий,  учебно-методическими пособиями, настольными играми, игрушками.

 

 

 

 

Приказ директора департамента образования АГТ от 13.01.2023 № 19.doc (322 КБ)

Положение о базовом (опорном) логопедическом пункте МАДОУ ЦРР-дс 111 города Тюмени.pdf (476.31 КБ)

  Документ подписан ЭП





 
Тюмень, ул. Олимпийская, 36 к1
Наши телефоны:
8 (3452) 33-08-09 (1 корпус), 36-68-19 (2 корпус)
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: