Версия сайта
для слабовидящих
Тюменский образовательный канал (ТОК)
С наступлением теплых дней одним из любимых видов отдыха детей является катание на велосипедах и самокатах. Данные виды физической активности очень полезны для развитии координации, но вместе с тем являются травмоопасными, если не соблюдать правила безопасности.
26 апреля наши сотрудники приняли участие в Спартакиаде «Здоровая нация» работников дошкольных образовательных организаций - «Веселые старты».
Воспитанники МАДОУ ЦРР- детского сада 111 города Тюмени не отстают от старших товарищей и тоже проводят торжественные шествия Бессмертного полка, посвященного 80-летию Великой Победы

Базовый (опорный) логопедический пункт ДОУ

***

       

Грамматический строй речи

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях– это и умение владеть приемами словоизменения и словообразования, и умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Нарушение приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей. Чей основной механизм заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом, что в дальнейшем сказывается и на письменной речи, и чтении.

Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Вот несколько речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка, в которые мы сами с ребятами на занятиях постоянно играем:

  1. Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать навыки употребления существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное вединственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

Пример : мяч - мячи, машина – машины, кукла –куклы, кубик- кубики и т. д.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать навыки образованиясуществительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры.

 Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок долженперекинуть мяч и назвать слово ласково.

Пример : мяч-мячик, машина - машинка, дом-домик, кукла - куколка и т. д.

  1. Игра«Чего не стало»

Цель: совершенствовать навыки употребления существительных вродительномпадеже множественном числе.

Ход игры.

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4-7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,а сам в это время убирает один любой предмет.

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названныхребенком.

Пример: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета ит.д.)

  1. Игра«Сосчитай до 5»

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

Ход игры.

Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…

Пример: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти сословосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

  1. Игра«Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательнымиместоимениями.

Ход игры. Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос:«Чья корова? - Корова моя. Чей поросенок? - Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложитеемустать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? - Корова твоя(или ваша)».

Пример: Чья кофта? - кофта моя. Чей шарф? - Шарф мой и т. д.

Чья книга - твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.

  1. Игра«Из чего какой»

Цель: совершенствовать навыки образованияотносительных прилагательных.

Ход игры.

Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, аребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Пример: дом из камня – каменный, чашка изфарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.

  1. Игра«Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Цель: совершенствовать навыки образованияпритяжательных прилагательных.

Ход игры.

Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частейразличных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке. Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).

Пример: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайцачьи (заячьи), хвост волка чей?(волчий).

  1. Игра«Подбирай, называй, запоминай».

Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

Ход игры.

 Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Пример: Снег какой? (пушистый, белый,холодный)

Снег что делает?(падает, на солнце блестит, переливается, тает)

Лед (какой)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.

Лед (что делает)- трещит, блестит, тает, переливается и т.д.

 

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

• Верьте в силы ребенка!

• Обучайте в игре!

• Умейте выслушать ребенка.

• Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствуетуспешной ибыстройавтоматизации звуков.

• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

 

      Рекомендую для занятий с детьми Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Комплект из трех альбомов ( в старой версии из 4-х)

 

***

                

Почему ребенок путает звуки между собой в речи, но отдельно каждый звук говорит хорошо?

Если  малыш легко и правильно говорит изолировано какой-либо звук русского языка, но в речи путает (смешивает) его с другим звуком, это значит, что ребенок просто не отличает один звук от другого, потому что они очень похожи.

Звуки могут смешиваться в речи по двум причинам:

1)    так как «похожи на слух»/акустическому сходству

2)    так как «похожи по месту произношения»/артикуляторному сходству.

Например:

1)   звук [Ш] бывает смешивается со звуком [С], потому что они похожи на слух. Оба звука звучать продолжительно и глухо.

2)   а бывает что [Ш] смешивается со звуками [Ж], [Щ] , потому что они похожи по месту произношения. Если смотреть на человека, который произносит любой из этих звуков, видно, что положение губ и зубов и языка одинаковы.

3)   А твердый и мягкий звук одной буквы могут смешиваться сразу по обеим причинам: и звучат похоже, и произносятся в схожей позе.

Если звук, который «путается» еще новый, недавно появился и ребенок только начал его выговаривать, то понаблюдайте за речью ребенка примерно около двух месяцев, т.к. это естественный процесс становления звукопроизношения, необходимо время для формирования у ребенка понимания существенных отличий между звуками, а на сегодняшний день они ему просто не понятны. Но если процесс затягивается или важно уточнить ситуацию, то обратитесь к логопеду.

Если  смешиваемый звук поставлен в процессе логопедических занятий, то в работе логопедом будет запланирован специальный, заключительный этап  работы для этого звука (после этапов постановки и автоматизации звука - подробно об этом см.в статье «Почему звук в речи ребенка есть, но не везде») -  

Этап дифференциации звука- этап «разделения» звука с похожими

Этап дифференциации поставленного логопедом звука будет включать обычно отработку парочек звуков поэтапно с усложнением. И только освоив говорение на всех этапах, ребенок после сможет начать, не путая, говорить эти звуки при рассказывании по теме, в беседе, в свободном общении.

А если ребенок не смешивает поставленный звук с другими сходными звуками, то этап дифференциация совсем не требуется!

 

***

Базовый (опорный) логопедический пункт.
Ответы на частые вопросы: что это? Для кого? И как к нам попасть?

Тенденция на увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР) продолжается. И по  разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах). Однако к одним логопедам нужно пройти ПМПК, а к другим нет. Так в чем же заключается работа логопедического пункта и кому на нем могут помочь?

Что такое «логопункт»?

Базовый (опорный) логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.

Каких детей зачисляют на логопункт?

На логопункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями – ФФНР,ФНР, ОНР IIIуровня (без осложнений).

Задача логопункта – помочь как можно большему числу воспитанников исправить небольшие  недостатки речевого развития перед переходом в школу.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 25 человек.

Как попасть в логопункт?

Ежегодно во второй половине мая проводится  плановая диагностика речевого развития у воспитанников подготовительных и старших групп для оценки результатов работы, а так же для выявления нуждающихся в коррекционной помощи на следующий уч.год. По результатам приглашаются родители для подписания документов, после чего ребенок попадает в список кандидатов. После окончания работы с выпускниками и их отчисления, воспитанники из списка кандидатов зачисляются на освободившиеся места.

 Родители, желающие записать ребенка на занятия могут проявить свое желание в течении всего учебного года, не дожидаясь плановой диагностики.

Какие сроки работы с воспитанниками?

Так как логопедическая помощь требуется  детям с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы могут сильно различаться.

В течении всего года воспитанников зачисляют и отчисляют с занятий. Причины для отчисления – исправление речи воспитанника, непосещаемость в течении 2х неделе без ув. причины, отказ родителя, перевод в другое образовательное учереждение.

Поэтому с логопункта  дети выводятся  не всей группой, а индивидуально, а на освободившееся место сразу же зачисляется  другой ребенок  из стоящих на очереди (т.е в списке кандидатов). Так что не стоит расстраиваться, если Вашего ребенка сразу не зачислили на занятия, в течении года его зачислят, когда подойдет его очередь. А Вам сообщат, что ребенок начал занятия с логопедом.

 

Что еще стоит знать о логопункте?

  1. Наш логопункт посещают дети из 2х садов - МАДОУ ЦРР д/с №111, МАДОУ д/с №132. Места распределяются по поступившим заявлениям.
  2. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 20 минут, а в группах  25-35 минут.
  3. На занятия необходимо приносить тетрадку в клеточку (размер у каждого ребенка индивидуальный и зависит от количества предполагаемой работы). На выходные тетрадки отдаются домой с рекомендациями (домашними заданиями), после выходных тетради необходимо возвращать в шкафчик ребенка.
  4. Занятия на логопункте бесплатны для родителей.

 

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Только вместе мы можем сотворить «чудеса» с речью ребенка и его знаниями!

 

***

подготовка к школе - когда пора . чему учить.docx (16.53 КБ)

***

комплексы Артикуляционная гимнастика.docx (14.61 КБ)

***

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения, которые направлены на укрепление мышц речевого аппарата (губ, языка и нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Она является основополагающим началом в устранении нарушений речевого аппарата и подготовке к постановке звуков.

Ее основная цель - укрепление органов артикуляции и их корректная работа.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  1. Упражнения необходимо выполнять каждый день.

В среднем проведение артикуляционной гимнастики занимает 3 - 5 минут.

  1. Каждое задание следует повторять от 2 до 15 раз в зависимости от сложности речевого нарушения.
  2. Удержание артикуляционной позы каждого упражнения длится в течение 15 секунд.
  3.  Новые упражнения начинаем выполнять только  тогда, когда