Главная /
2022 год-Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ«Кокошник это женский головной убор» В старшей группе №13 «Колобок» воспитатель, Паршакова Татьяна Анатольевна, с детьми и их родителями, в год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ, работали над детско-родительским проектом на тему «Кокошник это женский головной убор » Цель творческого проекта: Исследовать историю головного убора и смастерить самим кокошник Задачи:
Кокошник - это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Когда именно начали носить кокошники точно неизвестно, однако, уже начиная с X века, древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом. Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы. Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно, его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству. Совместно с родителями оформили книгу: «Кокошник в русских народных сказках» Участвовали в ДК Водник «Авторский кокошник» онлайн - проект. Наша кукла в кокошнике заняла первое место. Провели творческую мастерскую «Кокошник». На продуктивной деятельности с детьми расписывали кокошники. Дети активно и с желание участвовали в проекте. Вместе с родителями. В результате нашей работы над проектом я узнала много нового и интересного, прежде всего для себя Получились очень красивые кокошники. Здорово узнавать, что - то новое. Всегда нужно знать историю своего народа, чтить его традиции. «Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками «Масленица» и «Пасха». Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской нар. культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками. Дети нашей группы познакомились с историей и традициями, узнали «Где празднуют масленицу?», что означает «Блин комом», имена Масленицы. Рассматривали и обсуждали картины: Б.И. Кустодиева «Тройка», «Масленица», Соловьева «Тройка», Сурикова «Взятие снежного городка». Заучивали стихи, заклички «А мы Масленицу провожали», «Масленица идёт», «Масленица - ерзовка», знакомились с пословицами о Масленице, разучили рус.нар. игры: «Салки», «Горелки», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди ворота». Разучили песни: Д. Кузнецовой «Блины», «Маслена». Сделали куклу из цветной бумаги «Масленица барыня». Руками педагогов был изготовлен на деревянных лопатках театр «Масленица». Выпущена папка – передвижка «Традиции русского народа», газета с фотографиями «Как я провел Масленицу», были выставлены памятки с рецептами блинов. Родители поделились в видео - роликах блинами испечёнными по старинным рецептам, создали сборник. Совместно с детьми была нарисована афиша и показана сказка для родителей «Приключения на масленицу». Был проведен мастер класс по изготовлению куклы Масленицы из соломы, был сделан летбук «Масленица». В конце праздничной недели прошло развлечение на улице «Масленица гуляет всех на праздник созывает». После развлечения ребята в группе за праздничным столом устроили посиделки «Хороши русские блины», на которые приходил ряженый медведь и «Тетушка с блинами». В рамках проекта дети познакомились с историей праздника Пасхи, с его символами, культурой и обычаями. Началась праздничная неделя просмотром мультфильма: «Пасха - светлое Христово Воскресенье». Каждый день недели дети узнавали интересную информацию о праздновании Пасхи. Беседовали на тему: «Что является символом пасхи». Воспитатель Киселевская Н.Н. провела мастер – класс «Пасхальный венок»'. Познакомились с произведениями А. Майкова «Вербная неделя», «Христос воскрес», А. Блок «Вербовка». Делали праздничную открытку «Праздничный кулич», подставку для яиц из разноцветной бумаги в форме цыпленка, лепили курицу с разноцветными яйцами. Играли в народные игры: «Раскручивание яиц», «Катись яйцо», Катание яиц, «Кто быстрее возьмёт?», «Стуканье яйцами». Разучили пальчиковые игры: «Стол пасхальный накрывает», «Поиграем с яичком». Прослушали и заучили песни: «Мы на Пасху все идем», «Светлый праздник». Играли в с/р игры: Встречаем Пасху всей семьёй, дид. игры: «Сложи картинку», «Пасхальные яйца», «Пасхальные традиции», «Укрась яйцо к Пасхе», «Сдувание яйца», «Перенеси яйцо в ложке». Для родителей была подготовлена информация на стенде: «Как отмечают Пасху в разных странах». Среди родителей прошел конкурс «Пасхальные яйца необычной раскраски», они поделились своими рецептами покраски яиц разными способами, фотографиями о праздновании Пасхи в кругу семьи, прислали видео - ролики о своих традициях празднования Пасхи в семье. В конце недели прошло чаепитие с куличами и крашеными яйцами. «Река времени. Народная кукла»
Актуальность проекта: Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Проблема проекта: Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой. Задачи: 1.Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования; 2.Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы; 3.Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях. 4. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность. Формы реализации проекта: - Беседа «Русская народная кукла» - Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла». - Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами. - Создание альбома с описанием разных видов тряпичных кукол; - Выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла». - Изготовление с детьми «Кукла оберег– ангел–хранитель». - Мастер- класс для родителей по изготовлению куклы «Кукла зерновушка». - Разучивание русских народных песен, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах. - Чтение художественной литературы. Результатом проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.
Каравай. Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с караваем. Изучить символику украшения каравая и традиции связанные с ним. Тема оказалась интересной и актуальной. Дети познакомились с историей каравая, символикой украшений и главными обрядами связанные с ним. Они узнали что каравай это по сути хлеб, но не простой а праздничный, имеющий определённое назначение. Немало информации дети узнали из произведений детских писателей о долгой дороге зерна к караваю. С удовольствием рассматривали репродукции М.К. Клодт и Г.Г.Мясоедов. А также иллюстрации сельскохозяйственных машин и старинной формы для выпечки каравая. Самым интересным для детей было само приготовление каравая. Они с удовольствием наблюдали за процессом замешивания теста, за тем как оно поднимается и за украшением каравая. Из данной темы воспитанники узнали много нового ,интересного для себя, что каравай богат своей историей и традициями , имеющий свою обрядовость и символику.
|