Версия сайта
для слабовидящих
Тюменский образовательный канал (ТОК)

Рекомендации специалистов

***

Что можно сделать для развития речи ребёнка?

  1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребёнок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  2. Побуждайте ребёнка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
  4. Ваша речь, обращённая к ребёнку, должна быть правильной. Чётко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребёнком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша.
  5. Разглядывайте с ребёнком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
  6. Сделайте альбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке.
  7. Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.

В основе успехов ребёнка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети осваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребёнком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мысли. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребёнка.

СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК НЕ

4 мес.  Произносит гласные звуки близкие к ы, а, у. Возможность в сочетании с согласным (гулит).

8 мес. Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.

10 мес. Произносит серии односложных слогов.

1год 2месяца Повторяет за взрослым слоги и односложные слова.

1год 6месяцев Умеет произносить ба, да. Реагирует на своё имя.

1год 8месяцев Говорит на своём языке. Произносит много слогов и сочетание напоминает слова. Знает кто мама, папа. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные и двусложные слова.

1год 10месяцев Активно произносит двусложные слова, стремительно растёт словарный запас.

2г.-2г.2месяца Произносит двухсложные слова и два слога из трёхсложных слов. При произношении слов опускает первый звук в слове и конечную согласную.

2г.2м.-  2г.6месяцев, 3года  Говорит словосочетания, строит предложения из двух слов. Пытается произносить 3-х и 4-х сложные слова, вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или предложения с пропуском предлогов. Использует дательный падеж для обозначения лица, творительный и предложный падеж со значением места.

4года Произносит простые предложения из 3-х и 4-х слогов, начинает употреблять предложения в речи.

Повторяет наизусть двустишия и четверостишия, строит многословные предложения. Выдумывает забавные словосочетания и выражения.

5лет В этом возрасте умеет: правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательным и числительным, образовывать существительные с уменьшительно - ласкательным суффиксом. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

6лет Использует сложные предложения, всё грамотнее формы, овладевает всеми типами склонения, появляются деепричастия, употребляет все предлоги, в том числе и сложные, совершенствуется возможность пересказывать, образует прилагательные от существительных. Заканчивается  правильное формирование произношения согласных.

Правильно произносят и различают фонемы родного языка. Полностью усвоена слоговая структура слова, самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове, идёт пополнение активного и пассивного словарного запаса, самостоятельно обобщают и классифицируют предметы по признакам.

 

 

***

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Ребенок, бывает, не способен запомнить графический образ буквы и соотнести его с соответствующим звуком, что вызывает трудности при чтении и письме. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил зрительный образ буквы, можно использовать разные приемы, игры и упражнения:

• Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т.е. буквой. Буквы называем кратко (не «бэ», а «б», демонстрируем черно-белый печатный вариант).

• Читаем и запоминаем стихи о буквах (В старом дереве дупло - ну, совсем, как буква «О»; «Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась).

• Рисование на тему «На что похожа буква» (почитайте об этом азбуки, например В. Степанова, С. Маршака, Г. Виеру).

• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли выложить эту букву.)

• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной бумаги.

• «Чудесный мешочек» — ребёнок наощупь определяет пластмассовые (металлические, картонные) буквы.

• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы ножницами; лепка из пластилина.

• Обрывание буквы по контуру.

• Письмо букв по манке, на песке.

• Создание букв из резинок в игре «Геометрик».

• Использование приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка: «Какую букву я написала.

• «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну.

• Узнавание буквы по словесной инструкции«Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.

• Игра «Буква сломалась». Допечатать недостающие элементы буквы.

Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно сделать букву «Н», передвинув одну палочку.

• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.

• Игра «Зоркие глазки». Вычеркивание заданной буквы из текста.

В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие, память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

 

***

Консультация на тему

«Роль двигательной активности в формировании физических качеств дошкольника»

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Не подлежит сомнению, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движения – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того, если ребёнок систематически занимается физкультурой он жизнерадостен, отличается бодростью духа и высокой работоспособностью.

К сожалению малоподвижных детей становится всё больше и больше. Не случайно последнее время так много говорится о «гипокинезии», которая развивается в организме в условиях дефицита двигательной активности.

Если ребёнок мало двигается то, как следствие, плохо физически развит : недостаточно силен, ловок, вынослив… Если эти качества не начать развивать с дошкольного возраста, то в последствии ребёнку тяжело будет стать физически крепким человеком.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Важно поощрять различные формы двигательной активности : подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, упражнения в равновесии).

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Целесообразно организовывать традиционные физкультурные занятия смешанного характера, сочетающие двигательные упражнения и подвижные игры. Физкультурное занятие, как правило, разделено на следующие части:

* вводно-подготовительная: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия; упражнения на построение и перестроение, ходьба и бег с различными заданиями; упражнения в перестроении; общеразвивающие упражнения и т. п.

* основная: выполнение сложно-координированных движений, проведение подвижных игр;

* заключительная: малоподвижная игра или ходьба с постепенным замедлением темпа.

Родителям рекомендуется вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 10 минут для младшего, 15 минут для среднего, 20 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для укрепления свода стопы и формирования осанки. Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5–6 упражнений. Повторять их надо 5-6 раз. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т. п. Вы можете чередовать ходьбу с бегом, прыжками с изменением ритма, направления и темпа движения.

Воспитание детей - большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта,

Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!

 

***

«Пойте детям колыбельные песни»

 

«Песня матери - главная песня в мире,

начало всех человеческих песен»

Расул Гамзатов

 

©       Очень скоро вся страна будет отмечать замечательный праздник, День матери. Этот праздник считается международным, в каждой стране его отмечают по разному, но на всех языках мира слово «мама» звучит одинаково нежно, с любовью.

©       В России официально День матери был признан не так давно, 30 января 1998г. У него нет фиксированной даты, мы отмечаем его в последнее воскресенье ноября. В 2023 г. этот праздник пройдёт 26 ноября.

©       В жизни каждого человека мама играет ключевую роль. Это человек, который дарит жизнь, сопровождает в детские годы и на протяжении взросления. Любовь и поддержка матери дарит нам защиту и чувство уверенности в себе. А помните, как мама пела нам колыбельную в детстве? И ведь не у каждой мамы было музыкальное образование, нет, они пели, как умели простые слова: «Баю- баюшки, баю…» и сразу становилось так спокойно и мы легко засыпали в своих кроватках. А что же сейчас? В нашем современном мире мы ищем любую нужную нам информацию  в интернете, пользуемся полезными гаджетами, слушаем музыку в наушниках на бегу и включаем музыку на компьютере своим детям. И с одной стороны, это очень удобно, учитывая тот сумасшедший ритм жизни, в котором мы живём. Но мы не должны забывать о том, что САМИ способны делать маленькие чудеса без всяких гаджетов. Мамочка сама должна петь своему ребёнку  колыбельную песню. Слушая колыбельную  от мамы, ребёнок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Да, основное предназначение колыбельной усыпить ребёнка,  в момент засыпания его мозг  находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно. Специалисты считают колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю жизнь. Дети, которым в детстве НЕ пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни снижают влияние внешних раздражителей, успокаивали непроизвольные движения конечностей.

В момент исполнения колыбельной мать полностью принадлежит ребёнку. Она дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребёнке уверенность, не только в силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

©       Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребёнка, оставляет все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему своё тепло и нежность, ласково поглаживая малыша. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который даёт ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна. Поэтому мама не должна лишать малыша колыбельных песен перед сном!

 

©       Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:

«Ай, люли, люли, люли,

Прилетели к Вале гули»

Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:

«Ворота-то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит»

    Можно выделить несколько основных разновидностей колыбельных, понятных детям дошкольного возраста, опираясь на содержание текста.

1. Это песни, которые содержат обращение к ребёнку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

«Баю, баю, баиньки,

Скатаем Насте валенки,

Полушубочек сошьём,

Настю к бабушке пошлём.

Будет бабушка встречать,

Настю кашкой угощать,

Даст ей тёпленький блинок

И румяный пирожок»

2. Песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой помочь укачать ребёнка к коту, голубям (гулям), к животным, мешающим малышу спать,— к петушку, собаке, птицам. Особенно часто встречается обращение к коту. Мирное мурлыканье кота навевает сон. Существовало даже поверие, что, если прежде, чем класть в колыбель ребёнка, положить в неё кота, ребёнок будет хорошо спать. К коту обращаются с просьбой покачать ребёнка:

«Ах ты, котенъка-коток,

Котя — серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Мою Машеньку качать.

Я тебе, коту, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Полну крынку творога,

Платок аленький свяжу,

Тебе шейку повяжу;

Шубку бархатну куплю,

Всю на беличьем меху»

3. Колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомоны. Эти персонажи представлялись живыми существами:

«Ходит Сон по лавочке в красненькой рубашечке,

Уж ты, Сон-Дрёма, Поди к сыну в голова!»

©       В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты.

Колыбельные несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка.

«Баю, баю, баю! Куклу раздеваю,

куколка устала, целый день играла.

Положи, Танюшка, щёчку на подушку,

вытяни ты, ножки, спи скорее, крошка».

 

«Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я топтыжку покачаю:

- Баю-баю, баю-баю! »

 

Пойте своим детям перед сном колыбельные песни! Пойте, как можете, на любой мотив, удобный для Вас. Главное – с любовью. Пусть Ваши дети тоже выучат эти песни и будут петь своим куклам, игрушкам. Это им пригодится, когда они сами станут мамами и папами.

      

    

 

***

«Если не бегать, пока здоров,

будешь бегать – когда заболеешь»

 Гораций.

Утро — не время для нагрузок, говорят противники гимнастики и пробежек.

Однако люди бегали и продолжают бегать, поскольку утренняя пробежка полезна тогда, когда действительно заряжает силой на предстоящий день. Физиолог И. П. Павлов говорил, «…от бега возникает чувство эмоционального подъема. Это своеобразное сочетание радости физической и радости психической, конечно же, является лучшим лекарством для укрепления здоровья.»

Дело ведь не только в том, чтобы бегать.

Во-первых, это замечательная возможность увидеть утром знакомые места.
Летом воздух ещё дышит ночной прохладой, несмолкаемо поют птицы, пахнет растениями.

Во-вторых, утренняя пробежка дисциплинирует.

В-третьих, бег – это здоровье. После пробежки обязательна разминка.

Что же «волшебного» делает с нами утренняя пробежка и гимнастика на свежем воздухе?

  • благотворно влияют на органы дыхания, организм получает порцию «свежего» кислорода;
  • придают ребенку бодрость на целый день;
  •  ликвидируют все застои в организме, учащается сердцебиение, ускоряется обмен веществ;
  • в несколько раз укрепляют иммунитет детей;
  • поддерживают физическую форму ребенка на высоком уровне;
  • вызывают здоровый аппетит!
  •  в несколько раз повышают настроение (ведь Вы и дети уже с самого утра совершили маленький подвиг). 

Как только мы пробежались, мы начинаем чувствовать, как наш организм постепенно переполняется энергией. То есть мы зарядились зарядом бодрости на весь день. И именно поэтому бегать лучше по утрам!

Пробежки должны быть ежедневными, и мы не смотрим - жара на улице, легкий дождь или снежок.

Во время бега тренируются не только мышцы, но и суставы. Благодаря ежедневным пробежкам они будут крепкими и здоровыми.
Бег положительно влияет на центральную нервную систему.
Бег является хорошим средством от насморка, одышки.
Благодаря бегу, у детей повышается иммунитет и сокращается количество заболеваний.

Утреннюю пробежку часто рекомендуют как средство для общего оздоровления организма. Бегая, можно «растормошить» свой организм, развивать выносливость, зарядить организм энергией на целый день.

Чтобы утренняя пробежка была действительно полезной и приятной, необходимо соблюдать ряд правил и условий.

Во-первых, не нужно стремиться выйти на пробежку сразу же после пробуждения, Дети приходят в детский сад проснувшимися: у кого-то дорога до детского сада занимает ходьбой, кто-то добирается на общественном транспорте. За то время, пока дети «добираются» до детского сада, их организм окончательно «проснется» и будет готов к нагрузкам.

Выходя на пробежку, следует подумать о своей спортивной экипировке. Одеваться нужно удобно, по погоде. Если температура на улице не превышает 10°С со знаком плюс, то обязательно необходима вязаная шапочка, которая закрывает уши. Обувь тоже должна соответствовать погоде – для пробежек зимой лучше обуть утепленные кроссовки.

Для укрепления детского иммунитета и поддержания хорошего самочувствия выбирайте бег трусцой в том темпе, при котором у них минимальная отдышка.

Бегать нужно правильно. Ноги следует чуть сгибать в коленях, вес тела распределять на всю стопу, приземляться с пятки на носок. Корпус наклонять не нужно, а руки должны быть согнуты под углом примерно в 120°С и не пересекаться перед грудью. Не нужно напрягать шею, плечи, руки или сжимать челюсти.

Крайне важна на утренних пробежках (и не только) правильная техника дыхания. Вдыхать воздух следует носом, а выдыхать – ртом. При таком дыхании происходит равномерное насыщение легких кислородом. Детям нужно стараться делать полный вдох и выдох, дышать ровно, не слишком часто. Когда дышать уже «невмоготу», то пора завершать пробежку – лишние истязания ни к чему.

Завершать утреннюю пробежку необходимо постепенно. С бега дети должны перейти на шаг, выравнивая дыхание. Ни в коем случае нельзя резко останавливаться или, тем более, падать на траву. Для заминки можно выполнить несколько несложных, расслабляющих упражнений.

Бег – замечательный вид спорта и если Вы, Ваши дети будете соблюдать все необходимые меры безопасности, то утренние пробежки принесут Вам только пользу и радость! 

 

Будьте ЗДОРОВЫ!!!



 
Тюмень, ул. Олимпийская, 36 к1
Наши телефоны:
8 (3452) 33-08-09 (1 корпус), 36-68-19 (2 корпус)
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: