Сюжетно – ролевая игра, как средство развития самостоятельности, инициативы и творчества.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Развивать самостоятельность, инициативу и творчество нужно через игру, особенно, через сюжетно – ролевую игру и театрализованную.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности.
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
В нашем саду с 19 по 22 сентября проводилась неделя сюжетно – ролевых игр во всех возрастных группах.
В развивающей предметно-пространственной среде групп прослеживаются следующие формы совместной и самостоятельной образовательной деятельности детей:
- имитационно-образные игры;
- режиссёрские игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- инсценировки с народными игрушками;
- импровизации с персонажами народных сказок;
- театрализованные игры.
Первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
По мере взросления меняется и сюжеты игр. Они становятся более сложные и интересные.
Дети играют в «Магазин». На «прилавке» есть игрушечная касса с банкнотами и монетками. Дети распределяются роли: продавец, кассир, покупатели. Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями, помощь продавца, совершение покупки на кассе. «Больница», «Ветеринарная клиника», «Мой дом», «Семья», «Строительство домов», «Строительство дорог» и в многие другие игры с удовольствием играют дети. Сюжетно-ролевые игры имеют особое значение в развитии дошкольников.