Версия сайта
для слабовидящих
Тюменский образовательный канал (ТОК)

Для родителей

Конвенция о правах ребёнка (кратко).docx (18.72 КБ)

111 Сайт ДОУ Возрастные особенности детей воспитывающихся в ДОУ.docx (19.92 КБ)

ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА:

КАК СФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИТЬ

Почему дети из одной семьи с небольшой разницей в возрасте иногда кардинально отличаются друг от друга? Причина может крыться в разных хобби, круге общения, темпераменте. Какие факторы становятся решающими и как формируется личность ребёнка — далее в материале.


Личность ребёнка: что это

Личность ребёнка — это набор привычек, установок мышления и эмоциональных реакций, которые развиваются с рождения. Все эти навыки призваны помочь ребёнку стать частью общества, найти работу, создать семью и успешно двигаться по жизни.

Свою лепту в становление личности вносит социум: отношения с близкими людьми, друзьями, воспитателями и учителями. Но можно и самостоятельно отточить определённые качества характера. Воспитание, опыт и увлечения — главные факторы развития личности как ребёнка, так и взрослого. Ученые выделили влияние этих внешних условий в отдельный термин нейропластичность — способность человеческого мозга меняться и адаптироваться под влиянием эмоций, опыта и новой деятельности.

Развитие личности ребёнка

Ученые и педагоги в середине ХХ века обнаружили, что формирование личности ребёнка происходит максимально эффективно в определенном виде деятельности в разные возрастные периоды. Иными словами, каждая новая деятельность развивает то, что необходимо в дальнейшем успешном обучении и жизнедеятельности. Дети должны получать те знания и навыки, которые они смогут ежедневно использовать в быту. 


Рассмотрим способы развития личности ребёнка.

Развивайте личностное общение

Ребёнок от рождения имеет особенности характера. И даже младенец ведет себя определённым, присущим только ему образом. А от того, как с ним взаимодействуют родители, будет зависеть развитие особенностей личности ребёнка и его отношение к жизни.

Эмоциональное общение с самого рождения формирует чувственное восприятие внешних предметов. Сюда можно отнести невербальное общение при грудном вскармливании, телесный контакт, мамин массаж, а также разговоры с ребёнком, подражание его звукам, песни и колыбельные. Кожа — это важный канал восприятия у детей с первых дней жизни. Новорождённый не способен осознать ваши слова, но личность ребёнка уже активно развивается: он чувствует тепло тела, аромат, вибрацию голоса.

Как помочь ребёнку в его самореализации и не навредить — вы узнаете на мастер-классе: «Что обязан знать каждый родитель».

Обеспечьте комфортные условия для игры

Не забывайте, что воспитание и развитие личности ребёнка до 6 лет происходит преимущественно в игровой форме. Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают координацию и скорость реакции. Интеллектуальные игры помогают формировать и излагать мысли, выражать эмоции и учат анализировать. Наблюдая за малышом во время игровой деятельности, можно выявить его способности, а также тревоги и проблемы, даже если он ещё не умеет говорить.


  • От полугода до года ребёнку важно предлагать для игры твердые предметы и дать возможность изучать их на вкус, на ощупь, другими безопасными способами. 
  • От года до трёх должна присутствовать предметная игра: конструкторы, шнуровки, мозаика, кубики и другие виды деятельности, задействующие мелкую моторику. Её развитие усиливает межполушарные взаимодействия, а это в свою очередь улучшает мыслительный процесс, развивает память и речь.
  • После 3-4 лет дети, сформировав необходимые им навыки в самостоятельной игре, готовы к коллективным игровым занятиям. Взрослые на этом этапе направляют, помогают решать конфликтные ситуации.

  • После 5 лет к игре добавляется ещё интеллектуальная деятельность, от навыков которой зависит, будет ли готов ребёнок к школе в скором времени или нет.

В групповых играх детям часто приходится высказывать свою точку зрения и отстаивать права. Как обучить этому вы узнаете из нашего видео: «Как помочь ребенку сформировать собственное мнение? Воспитание ребенка. 0+».

 

Приучайте к гигиене и порядку

Важным фактором развития личности ребёнка являются базовые навыки самостоятельности: поесть, одеться, причесаться, почистить зубы, сходить на горшок и убрать за собой. Элементарной гигиене детей начинают обучать ближе к году, а после трёх лет ребёнок в меру развития может справляться с посильными бытовыми делами: вытереть пыль, подмести пол, помыть свою посуду.

Малыш развивается, подражая взрослому, и родителям важно не мешать ему в этом, подавая правильный пример: дважды в день чистить зубы, мыть руки после улицы и контакта с животными, принимать душ перед сном, надевать одежду для сна и прочее. Далее важно объяснить ребёнку о правилах поведения в общественных местах, с близкими и чужими людьми, в детском саду и школе. Таким образом в сознании ребёнка формируются навыки, которые будут помогать ему во взрослой жизни. 

Выявляйте и совершенствуйте способности

Способности у малышей бывают очень разные: к творчеству, учёбе, спорту. Задача родителей — своевременно замечать интересы детей и развивать их. В этом процессе важно не только желание родителя, но в большей степени желание и охота ребёнка. Чем бы он не увлёкся — поддерживайте и создавайте максимально комфортные и безопасные условия для развития личности ребёнка.

Замечали, что в одних и тех же условиях дети из разных семей по-разному реагируют на происходящее? В чем же главная причина: в генетике или воспитании? Читайте в статье: «Что влияет на формирование характера у ребёнка».

 

Читайте для ребёнка и вместе с ним

Чтение развивает воображение, ведь в процессе знакомства с сюжетом детский мозг создает картины, которых в реальности он не видел. С помощью книг родители знакомят малыша с понятиями добра и зла, дружбы и взаимопомощи. Правильно подобранная литература – это самый быстрый и лояльный способ донести до ребёнка базовые ценности, развить гибкость ума и разнообразить речь.

Прививая малышу любовь к чтению с раннего возраста, вы запустите процесс бесконечной любознательности, а модели поведения героев очень пригодятся во многих жизненных ситуациях.

Малыши до 5 лет на слух лучше всего воспринимают ритмичные произведения и очень быстро запоминают короткие рифмованные стихи, которые начнут вам цитировать, как только хорошо заговорят. В этом возрасте для чтения подойдут потешки, стихи и загадки, а позже можно переходить и на прозу.

Для детей важно, чтобы в книге присутствовали иллюстрации. Родители должны предложить такую литературу, чтобы картинки не отвлекали малышей от их собственных фантазий, но дополняли повествования автора: в меру насыщенные цветом, не перегруженные мелкими деталями.

Почему дети не хотят читать и как это исправить — подробнее об этом в нашей статье: «Как привить ребёнку любовь к чтению и нужно ли это делать».

Подводя итоги, напоминаем, что если вы хотите развить личность ребёнка, не забывайте о желаниях самого малыша. Успех его деятельности зависит не от количества потраченных часов, а от силы внутреннего желания и заинтересованности.

Прислушайтесь к своему малышу и помогите ему раскрыть свою личность во всей красе



 
Тюмень, ул. Олимпийская, 36 к1
Наши телефоны:
8 (3452) 33-08-09 (1 корпус), 36-68-19 (2 корпус)
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: